Публичные выступления: типичные ошибки студентов

Довольно быстро я понял, какие ошибки докладчиков являются наиболее типичными. Некоторые из них объясняются подсознательным страхом перед аудиторией, некоторые - отсутствием навыков и подготовки... Объединяет их одно - как правило, человек не осознает, что делает что-то неправильно, пока ему напрямую об этом не скажешь. А осознать проблему - значит наполовину решить ее.
Подчеркну: речь идет не о содержании выступлений, не об их структуре или риторических приемах. Речь идет не о том, что человек говорит - а о том, как он это делает, то есть в первую очередь о невербальных сигналах, которые он посылает аудитории.
Итак, поехали.
1. Отсутствие визуального контакта с аудиторией. Очень распространенное явление. Человек смотрит на потолок, в окно, в противоположную стенку, в экран компьютера - куда угодно, только не на сидящих перед ним людей. Про себя я называю это явление "эффектом Вия" (надеюсь, не надо объяснять, почему). Причина, как правило, - подсознательный страх перед реакцией аудитории. Результат - выступающий "отгораживается" от слушателей, посылая им невербальный сигнал о том, что он говорит не для них. Аудитория, соответственно, "отключается" от докладчика.
2. Признаки нервозности и страха. К счастью, нечастый, но достаточно распространенный феномен. Дрожащий голос, затравленный взгляд, хаотичные движения руками. Отражение панического страха перед аудиторией. Реакция слушателей (нормальных) - смущение от того, что из-за них человек страдает. Результат - выступление не воспринимается аудиторией.
3. Монотонный голос, весь доклад делается на одной ноте. Никаких пауз, никаких изменений в интонации, ни малейшей эмоции. Слушать это дольше пары минут невозможно. Мухи умирают на лету. Аудитория засыпает или "отключается" любым другим способом.
4. Множество дефектов речи: начиная от пресловутых "ээээ" в паузах и заканчивая нагромождением всех возможных стилистических и грамматических ошибок в каждом предложении. Результат - докладчик не воспринимается аудиторией всерьез. Его если и слушают, то только для того, чтобы подсчитать "эээээ" или поймать очередную "оговорку по Фрейду".
5. Неуверенность в том, что говоришь. Докладчик способен только с третьего раза правильно произнести термин, путается в содержании своего доклада. Аудитория быстро понимает, что слушать такого человека нет никакого смысла, и "отключается".
6. Случай нечастый, но тяжелый: докладчик всеми способами транслирует аудитории мысль "я несу какую-то фигню, к которой не надо относиться серьезно". Иногда это - признак плохой подготовки, иногда так проявляется страх перед аудиторией ("не бейте больно, я сам с иронией воспринимаю свой доклад"). Результат очевиден - если выступление не нужно самому докладчику, аудитории оно становится тем более не нужно.
Возникает вопрос: что с этим делать? По-хорошему, тут необходим курс риторики. Но это - отдельная тема для разговора. Первый же и самый важный шаг должен заключаться в том, чтобы осознать имеющиеся проблемы, понять, что они вполне решаемы (речь идет не о "таланте" или "даровании", а о навыке, который "дается" всем, пусть и с разными усилиями) и что решать их можно и нужно.
|
</> |