Невидимые слезы фильма «Москва слезам не верит»
amarok_man — 31.10.2024
Теги: Мень
Меньшов
Две крепко связанные даты празднуем мы в этом году: 85 лет со
дня рождения кинорежиссера и актера Владимира Меньшова и 45 лет
премьере его фильма «Москва слезам не верит». Казалось бы - все,
что возможно, об этом шедевре уже рассказано. Ан нет! Появляются
новые подробности о создании любимого фильма
Первая слеза: сценарий
История под названием «Дважды солгавшая» была написана за 19
дней драматургом Валентином Черных («Выйти замуж за капитана»,
«Женщин обижать не рекомендуется»). Автор спешил на конкурс
сценариев фильмов о Москве. И не зря - работа заняла третье
место.
Начинающего режиссера Владимира Меньшова сценарий в восторг не
привел, хотя зацепил несколькими моментами. Особенно сценой с
будильником в конце первой серии и начале второй - когда Катерина
Тихомирова ложится спать и просыпается через 20 лет.
Меньшов предложил более 40 серьезных правок. На что Черных
ответил: ну вот сам и переделывай! В итоге режиссер сильно
переработал исходник, добавив диалоги, фразочки и комичные моменты
из своих дневников. (А вы думаете, откуда появилось бессмертное
«Хэллоу, общежитие слушает?». Из народа пришло, в народ
ушло.)
Фильм триумфально прошел по всему миру.
Почему же эта история не отпустила Меньшова, хотя все, включая
жену, убеждали, что сценарий слабый? Потому что Владимир
Валентинович жил в подобных общагах, ставил будильник на пять утра
и с грустью смотрел на горящие в темноте недоступные окна
сталинских высоток. «Катерина - это я», - шутил Владимир. Или не
шутил. Он прошел весь классический путь покорения столицы
провинциалом. И знал цену каждому кадру. И цену счастью.
Вторая слеза: актрисы
Меньшова ругали за то, что снял жену в главной роли. Однако на
этот шаг он осмелился от полного отчаяния. Все подходящие актрисы,
к которым он обращался, отказывались, едва прочитав сценарий.
Например, модные тогда Маргарита Терехова и Ирина Купченко
посчитали фильм недостойным их таланта (Терехова вообще бросила с
пренебрежением: «У меня есть предложение поинтереснее»). Кто-то
отказывал даже до прочтения. Анастасия Вертинская, едва услышав о
роли Людмилы, снисходительно ответила: «Старик, ну это ведь
социальная героиня, я не подхожу на эту роль…»
Частенько в ответ звучала фраза: «Меня ТАКИЕ люди зовут
сниматься!» А тут - какой-то неизвестный парень «с хорошим
пролетарским лицом»...
Галина Польских отказалась от роли Тоси, Инна Макарова и Клара
Лучко - от образа матери Рудольфа Рачкова. Можно представить, как
потом они сожалели - третий советский «Оскар»!
А вот Веру Алентову ждал большой сюрприз, хотя и она хотела
отказаться, но надо было спасать мужа.
Третья слеза: Гоша (он же - Гога)
Невозможно представить кого-то другого в роли мужчины, у
которого «практически нет недостатков». Но и здесь были свои
трудности. Меньшов долго искал фактурного актера, отвергнув, в
частности, Виталия Соломина и Вячеслава Тихонова (не мог
представить их ремонтирующими пылесос). Наконец, остановился на
Баталове. Но тот дал от ворот поворот: много дел, свой фильм надо
ставить, к радиоспектаклю готовиться… Да и какие сорок лет -
артисту уже стукнул 51!
Опять же от отчаяния Меньшов сам начал готовиться к главной
роли. Но вскоре раздался звонок. Баталов хрипло произнес: «Я не
спал всю ночь. Думал… В общем, к черту все! Давайте
попробуем!»
Четвертая слеза: зависть
«Меньшов, ты снял фильм для быдла!» - это не самое жесткое,
что пришлось услышать режиссеру. Критики разнесли картину. Коллеги
смеялись в глаза. Тогда было модно у «творцов», пользуясь по
максимуму советскими благами, держать фигу в кармане, снимая
фестивальные ленты а-ля Тарковский, Герман, Климов. Не для всех. А
тут - простая история для какого-то там народа. Когда же
«единомышленники из террариума» увидели гигантские очереди на
«Москву...», то едва не зарыдали от зависти. На их-то фильмы
приходили (если выражаться по-народному) две калеки, три чумы...
Меньшова начали травить, оскорблять, писать доносы, сделали
невыездным.
Меньшов пройдет еще более жесткий путь унижений после фильма
«Любовь и голуби». И снова окажется, что он снял успешное народное
кино, которое смотрят и будут смотреть… В отличие от всякой
фестивальной чуши.
Подлинные платья Катерины, Людмилы и Тоси. Фото: Сергей
КИСЕЛЕВ/АГН «Москва»
Пятая слеза: счастье
История завершилась тоже слезами. Но то были слезы счастья.
Второе место по кассовым сборам в СССР (после «Пиратов ХХ века» -
но это потому, что мальчишки раз по десять бегали смотреть боевик).
И «Оскар» за лучший иностранный фильм 1981 года (тогда награждали
за качество, а не за «повесточку»). И история, как Рейган перед
встречей с Горбачевым дважды посмотрел мелодраму, дабы лучше понять
этих русских.
Почему же история Катерины покорила людей совершенно другой
культуры? Критики давят на то, что показана классическая история
Золушки, выбившейся в принцессы. На самом деле все глубже. И проще.
Всем хочется счастья. И крепкого надежного плеча. И пусть Гошу
обзывают «абьюзером», но на самом деле он гораздо нежнее Кати:
посмотрите, как глубоко он ушел в депрессию после ее - как ему
казалось - предательства. И как он нашел в себе силы понять и
простить. И начать сначала. Ведь в сорок лет жизнь только
начинается. И в 45. И в 50. Теперь и мы это точно знаем
КСТАТИ
Белые носочки покорили Голливуд
Художник по костюмам Жанна Мелконян произвела этим фильмом
революцию в моде не только в СССР, но и в США. Хотя многие решения
принимались в формате «голь на выдумку хитра». Платья, к примеру,
шились из галстучной и матрасной ткани. А туфельки с белыми
носочками, которые американки стали носить после «Оскара»,
появились не от хорошей жизни. Старая казенная обувь натирала ноги
актрисам, и, чтобы облегчить их страдания, художница предложила им
носочки. Но белые - чтобы подчеркнуть молодость и красоту.
https://vk.com/wall572024833_24598?ysclid=m2u6bxcs16162098814