"Взялся за гуж...", или о работе и оплате

топ 100 блогов navlasov12.05.2018 В комментариях к моему недавнему посту про "призвание" часто звучала одна и та же мысль: учителя и врачи прекрасно знали, в каких условиях им придется работать, они на эти условия согласились, так что пусть теперь не жалуются.

Разумеется, они все это знали. Разумеется, они согласились на эти условия. Проблему обещаний ("майские указы" и т.п.) оставим в стороне; все прекрасно знают, как у нас эти самые обещания выполняются. Разумеется, взявшись за определенную работу, нужно ее делать. Я полностью согласен с логикой "взялся за гуж - не говори, что не дюж". И мысль моя заключалась вовсе не в том, что за маленькую зарплату можно сознательно работать плохо или не работать вовсе. Я писал о другом: на маленькую зарплату в конечном счете согласятся в основном те, кто не умеет хорошо работать в принципе, более того, даже не понимает, что работает плохо.

При этом все формальные обязанности будут пунктуально выполняться. Потому что одно и то же дело можно делать очень по-разному. И разница между "хорошо" и "плохо" далеко не всегда поддается формализации. Я бы сказал, в большинстве случаев не поддается.

Приехали Вы, например, к автослесарю с жалобой на утечку жидкости из системы сцепления Вашего автомобиля. Один слесарь просто заменит деталь и отправит Вас восвояси. Другой вдобавок отрегулирует педаль, подтянет соединения, а заодно заметит под капотом выскочивший из разъема проводок и поставит его на место. Все эти дополнительные манипуляции займут у него минуты три, не больше. И формально работа будет в обоих случаях выполнена одна и та же - "замена рабочего цилиндра сцепления ГАЗ-31105". Но разницу в качестве Вы почувствуете сразу же, как только сядете за руль.

В случае с учителем все еще сложнее. Его обязанности прописаны в трудовом договоре - это и есть те условия, которые он обязался соблюдать, устроившись на работу в школу. То, за что ему государство, в свою очередь, обязалось платить зарплату. Грубо говоря, там написано, что учитель должен отработать определенное число часов. Но урок можно провести "для галочки", а можно так, что у детей будут гореть глаза, и они будут ждать следующего урока как праздника. Как формализовать эти горящие глаза, чтобы вписать их в трудовой договор? Никак. Любая попытка приведет к результатам настолько тошнотворным и контрпродуктивным, что даже думать о них не хочется.

На мой взгляд, очень важно, чтобы в школы приходили люди, которые не просто готовы выполнять условия трудового договора, а действительно хотят работать с детьми, способны успешно учить школьников и постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Люди с высокой мотивацией и - что не менее важно - соответствующими способностями, потому что одной мотивации недостаточно. И логика "ты согласился - теперь работай" не то чтобы неправильна - просто она не имеет к данной проблеме ровно никакого отношения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Последствия гибели польского президента и его делегации в Смоленске начинают ...
Авторский Театр «У Моста» , созданный в 1988 году Сергеем Федотовым , «взорвал» когда-то театральную ситуацию в Перми яркими, нестандартными спектаклями. Мир этого театра во многом создаётся благодаря особым литературным пристрастиям: Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, ...
Про Турцию пророчества: землетрясы разрушат экономику, помогать будет весь мир, трещина разделит её на две части пополам на западную и восточную, в восточной курды своё государство наконец сделают и отделятся, а западная часть в конце концов примкнёт к России, она и так уже практически ...
Когда вчера друзья из Эстонии прислали ссылку на новость о том, что Айвар Рехе, крупнейший эстонский банкир, куда-то делся , я не особо удивился: у мужика была масса оснований, уйдя в нети, залечь на дно, и  достаточно средств, чтобы заготовить широчайший выбор лежбищ любого ...
Слава (6 лет): — Мама, я вот подумал, буду всё-таки космонавтом. Вот, будет у меня жена, будет всё время говорить: «пропылесось, уберись, сходи в магазин...» А я не могу — я в космосе!!! Я глубоко уверена, что выбор профессии совершенно не под силу выпускнику школы. В 16 лет ...