"Много платить - полезут рвачи"

топ 100 блогов navlasov16.05.2018 Когда речь заходит о повышении зарплат работников бюджетной сферы (тех же школьных учителей), часто приходится слышать одно соображение. Дескать, если поднять зарплаты, это не приведет к повышению качества, поскольку на большие деньги слетятся, словно мухи на варенье, всевозможные рвачи и халявщики.

Фактически этот тезис - слегка измененная формулировка более одиозного "надо платить мало, потому что тогда работать придут только те, кому важно Дело, а не деньги". Я сейчас даже не буду говорить о том, что большинство рекомендующих такой подход категорически не хотели бы, чтобы он применялся к их работе (собственно, здесь мы возвращаемся к проблеме "призвания"). Отмечу только, что заполнить "подвижниками" огромные системы школьного образования и здравоохранения невозможно. Да и сами "подвижники" - далеко не так однозначно положительные персонажи, как это принято считать (об этом я еще как-нибудь напишу отдельно).

Скажу сразу: да, подъем зарплат неизбежно скажется на популярности профессии, в том числе среди тех, кто хочет поменьше работать и побольше зарабатывать. Да, будет (особенно поначалу) определенное число тех, кто пойдет в школу исключительно из-за денег, не имея ни особого желания, ни особых способностей к обучению детей. Однако, во-первых, встает вопрос о том, с чем мы эту ситуацию будем сравнивать. С воображаемой школой, наполненной подвижниками-бессеребренниками, или с реальной, где на одного подвижника приходится несколько перегоревших и уставших, кое-как отбывающих уроки? Во-вторых, доля "рвачей" никогда не будет большой, не говоря уже о доминирующей. И на это есть несколько причин.

1. Картина, в рамках которой рабочая сила свободно перетекает из одной сферы в другую, как вода между сосудами в школьной задачке, не вполне соответствует реальности. Для того, чтобы стать школьным учителем, недостаточно просто желания - необходимо еще, как минимум, определенное образование. Просто так прийти с улицы в школу невозможно.

2. Работа учителя подразумевает достаточно ограниченные возможности карьерного и финансового роста. Грубо говоря, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом - но плох тот учитель, который не мечтает до старости учить детей. Уже один этот фактор резко снижает привлекательность профессии для "достигателей". Устроившись менеджером по продажам в автосалон, человек может через несколько лет стать директором или заместителем директора дилерского центра; в школе такой взлет практически невозможен.

3. С другой стороны, работу учителя трудно назвать "непыльной". От уроков, домашних заданий, детей и их родителей никуда не денешься. А это далеко не всякому по душе. Если задача заключается в том, чтобы тихо отсиживать рабочие часы и не напрягаться, лучше найти соответствующую работу в офисе или на госслужбе.

4. Повышение зарплат учителей не означает, что они окажутся на столь высоком уровне, что депутаты откажутся от своих мандатов и побегут из Госдумы в школы. Речь идет об уровне доходов, который позволит учителю спокойно заниматься своим делом, не думая о том, чем он завтра будет кормить своих детей и как бы подработать на стороне. Конкретная сумма - вопрос, который надо обсуждать отдельно. Суть, однако, в том, что любителям "больших и легких денег" соотношение зарплаты и усилий вряд ли покажется очень привлекательным.

И последнее. Широко распространено убеждение в том, что если человек работает за деньги, то он работает плохо. Скажу крамольную вещь - иногда работающий за деньги профессионал справляется лучше "подвижника". И, во всяком случае, лучше, чем тот, кто пошел в школу, потому что закончил педвуз и толком ничего не умеет.

В заключение - еще один, смежный вопрос. Следует ли как-то контролировать и оценивать труд учителей? Безусловно, да. Вопрос в том, как именно. Любая формальная система критериев неизбежно превратит преподавание в работу по улучшению показателей (как это происходит, мы можем воочию наблюдать сегодня во многих сферах). Очевидно, нужно другое решение. Какое - отдельный разговор.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока мы продолжаем вести работу над сайтом, следует спросить у вас, товарищи, как вы относитесь к нашей работе, будут ли какие-то "наболевшие" вопросы к редакции или предложения/пожелания по поводу деятельности ресурса. Спрашиваем, предлагаем, дискутируем. View Poll: Опрос ...
Как ЗИЛ-130 ты красива, Как шины грудь твоя полна, Как датчик масла ты правдива, Как облицовка хороша! Народное творчество. С детства ЗИЛ-130 был моим любимым грузовиком. Сложно сказать, с чем это связано. Возможно, с ярким, запоминающимся дизайном кабины, в котором ...
Растерялся с формулировкой к поисковикам, прошу помощь зала! Есть на свете одна замечательная хуйня, которая хз как называется, но нужна очень, хотя это не точно. Эта хуйня с пластиковым держателем и стальной типа лопаточки уголком с острой кромкой. Предназначение хуйни удалять более ...
Заметил за собой совершенно незаметный новый бзик. Абсолютно не могу вспомнить как засыпал последние три дня. Т.е. лежал,  читал вас, даже отвечал и каментил что-то и вдруг хуякс и уже утро - будильник орёт, красота! Всё выключено, когда и как выключал - не понятно. Хочу сказать, чт ...
Петербург, 22 марта 2015 г. Участники форума фашистов на прогулке по вечернему Питеру. Русский неонацист Алексей Мильчаков (в форме десантника) преподносит шеврон отряда "Русич" ЛНР (с 8-лучевой свастикой) немецкому неонацисту Йенсу Пуэ, одному из вождей НДП (Национал-Демократическая ...