Под впечатлением


Конференция была посвящена тестированию инноваций, но вспоминаю я не инновационные проекты, а стилистику мероприятия, которая является типичной для сегодняшнего дня.
И эта стилистика вызывает у меня смешанные ощущения любопытства и недоумения.
С одной стороны, я прекрасно понимаю, что каждое время создает свой формат, а все старое и хорошо знакомое хоть и продолжает существовать, но – в новой оболочке.
С другой стороны, иногда мне кажется, что, кроме блестящей обертки, смотреть уже не на что, и, развернув фантик, мы получаем пшик.
Совершенно очевидно, что новый (пардон, инновационный) формат является заимствованным, и потому в нем так много иноязычных слов и ужимок. И в этом заимствовании и подражании нет ничего плохого, а местами есть много хорошего.
Я не являюсь любителем архаизмов и с удовольствием пополняю свой лексический запас заимствованиями (в том числе – англицизмами), но изредка чувствую себя невеждой, которая забыла взять с собой словарь.
Например, только вечером, придя домой, я узнала, что такое «хакатон» (это марафон хакеров). И то, что акселератор – это не про внутреннее сгорание, а про придание ускорения какой-то идее, я тоже догадалась не мгновенно.
Со сцены то и дело звучало: оттестить, отпилотировать, партнериться, лаб будет хабом…
Или «менеджмент нашего банка съездил в Сингапур». О чем это? Менеджмент – это система управления. Как она (система) могла совершить путешествие? Или подразумевается дирекция? Тогда почему не сказать «дирекция», «руководство»?
Вроде бы ничего плохого в этих словах нет, но…что-то не так.
Удивили некоторые презентации.
Да, сейчас принято минимизировать текстовый материал и заменять повести комиксами. В раздаточных материалах такая форма подачи информации упрощает восприятие (особенно тем, у кого нет времени на вдумчивое изучение брошюры).

При массовой спешке и ленности ума краткость и зрелищность стали не только родственниками таланта, но и гарантией, что на информацию будет обращено хоть какое-то внимание.
Большинство презентаций сделано с учетом получившего широкое распространение клипового мышления, и это можно понять.
Но зачем помещать на слайд свой портрет размером, превышающим картину Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», если докладчик собственной персоной стоит на сцене? На каких слабовидящих зрителей это рассчитано?

И «ментор» - это кто? Друг Одиссея? Или тот, кто все умеет, но непонятно чем занимается?
Оригинальным мне показалось использование сносок в названии доклада. Обычно формулировка названия выверяется так, чтобы не приходилось ссылаться на примечания, но в данном случае автор сделал подстрочное замечание, привлекающее внимание аудитории.

Мне понравилось, что политкорректность переходит все (разумные) границы, и то, что актуально для Америки, проникает к нам.
Вот, например, картинка с чернокожим персонажем. Для московских инноваций это, очевидно, сделано с целью профилактики расизма.

Что еще обратило на себя внимание – тенденция указывать приблизительное значение точного числа. Например, писать «около 12 компаний» или «>33 проектов». Что значит «около 12-ти»? Это одиннадцать или сколько? А больше тридцати трех? Имеется в виду 34 или 33,5 проекта?
Есть нововведения, которые упрощают процесс. В частности, чтобы задать вопрос докладчику, больше не надо поднимать руку или передавать в президиум записку (президиумы тоже давно упразднены, и вместо них на сцене устанавливается ряд кресел). Теперь надо навести телефон на QR-код, зайти в чат и там изложить все свои соображения.
Одним словом, теперь все по-новому и хорошо.
Но меня слегка смущает общая тональность многих конференций, которые мне довелось посетить до пандемии и сейчас. Напускная успешность, показной оптимизм, постоянно приподнятое, бодрое настроение, выраженные в стандартных формулах «стильно, модно, молодежно» и «нет проблем – есть точки роста», на мой взгляд, маскируют реальное положение дел. Казаться успешным и обладать спокойной уверенностью в своем благополучии (личном или компании) – не одно и то же. Между позитивным восприятием жизни и искрящейся позитивностью есть едва уловимая разница, но чем больше бравады в докладчике, чем усерднее он транслирует успех и процветание, тем осторожнее я отношусь к его речам.
Делать вид, что ты счастлив и богат, в расчете на то, что маска мнимой успешности в итоге прирастет к лицу, бесполезно: на инсценировку уйдут все силы и на достижение настоящего успеха их просто не останется.
|
</> |