Почему советский человек выглядел старше
olga_srb — 21.04.2023 На сегодняшний пост меня вдохновил один из вчерашних комментариев: «Удивительно, как мода 60-х "взрослит" людей; интересно, что именно дает такой эффект - прически или одежда».Очевидно, что это не субъективное мнение одного человека, а факт, который невозможно отрицать, и его истоки, действительно, интересны.
Если взглянуть на фотографии и ленты советского периода, можно увидеть значительную разницу между внешним обликом нынешних двадцати-, тридцати- и сорокалетних и их сверстниками из других десятилетий, в частности, из 1960-х.
И речь идет не о деталях одежды, характерных для текущих модных тенденций, а о принадлежности человека к той или иной возрастной категории.
Очевидно, что нынешний сорокалетний – это парень, а тот сорокалетний – стареющий мужчина.
Примечательно, что взрослее своих сегодняшних сверстников выглядели и женщины, и мужчины. Это позволяет сразу отвергнуть одну из популярных гипотез, объясняющих данный феномен недостаточным уходом за собой. Увы, если среднестатистическая женщина в нашей стране со временем, действительно, получила больше доступа к индустрии красоты, то среднестатистический мужчина как был равнодушен к этой стороне бытия, так и остается равнодушным.
Еще одно доказательство несостоятельности версии об уходе – внимательный взгляд на внешность молоденьких (по паспорту) кинозвезд.
Во-первых, звезды экрана имели возможность заниматься совершенствованием своего внешнего облика; во-вторых, в силу юного возраста в этом не нуждались; в-третьих, мы можем сравнить актрис из разных стран и увидеть одну и ту же тенденцию.
В качестве примера, который оказался у меня под рукой, приведу три фотокарточки – возраст Никиты Михалкова, Аллы Ларионовой и Валентины Талызиной указывают бочонки из лото. На снимках им не более 31, 32 и 40 лет соответственно.
Примечательно, что чем меньше возраст, тем разительнее отличие от сегодняшнего дня.
Очевидно, что дело не в дефиците кремов и невозможности обеспечивать свое лицо профессиональными косметическими процедурами.
Если стремительное ухудшение внешности советского гражданина можно связать с несовершенством медицинских технологий, отсутствием навыков ухода за собой, низкими гигиеническими стандартами, зачаточным состоянием индустрии красоты, то как объяснить слишком взрослый облик юных девочек, которые не нуждаются во всем перечисленном?
И упрек в адрес отечественной продукции тоже бесполезен. Каким бы ни было качество советских кремов, теней, помады, пудры, туши для ресниц, оно (качество) не могло придать 30-летней женщине вид 50-летней дамы.
Нет, друзья, вопрос лежит не в вещественной, а в психологической плоскости.
Ключ к разгадке кроется в отсутствии желания выглядеть молодо.
Все остальное – следствия.
Говорят, что советские женщины больше интересовались выполнением плана очередной пятилетки, чем чтением «женских» журналов, в которых они могли бы почерпнуть ценные сведения о поддержании красоты.
Вы тоже так думаете?
Да, отсутствие культа молодости сказывалось на структуре интересов, но никогда производственная жизнь не была для женщин главной. Важной - была, но не ведущей.
Не менее важной она остается и сейчас, только вместо переживаний по поводу коммунистического соревнования наши современницы волнуются об ипотечных кредитах и обеспечении себя и близких престижными товарами.
В обществе потребления заботы о насущном выступают на первый план, так что в этом смысле мы способны переплюнуть любую советскую работницу.
Но вернемся к «женской» периодике. Несмотря на постоянные напоминания о главенстве духовного над материальным, в каждом журнале существовали тематические рубрики. Кроме того, молодые женщины читали специальные книжки, тщательно выписывая в тетради и блокноты те рецепты красоты, которые казались им наиболее действенными.
Даже в «Краткой энциклопедии домашнего хозяйства» можно обнаружить главки, посвященные уходу за волосами, ногтями, разными типами кожи. И это в издании, которое ориентировано не на красоту, а на домоводство.
Читательницы неплохо знали, как правильно использовать средства для своего типа кожи, практиковали маски для волос и лица, старательно кипятили бигуди и красили локоны.
Но у них не было задачи выглядеть моложе паспорта! Именно в этом заключается первая и основная причина.
И в 1960-е, и сейчас каждый человек выглядит так, как хочет, но если в те годы люди хотели выглядеть прилично, то сейчас – моложе прожитых лет.
Второй причиной были бытовые условия.
Я имею в виду не только физический труд по дому: кипячение постельного белья в отсутствии стиральных машин и мытье полов по методу ползания на карачках. Эти виды хозяйственной деятельности можно расценить двояко - и как удар по красоте, и как полезный для внешности фитнес.
Речь идет о жилищных условиях, при которых у женщины или мужчины нет просторной спальни, широкой кровати, возможности охладить помещение кондиционером, то есть всего того, что способствует полноценному сну.
Конечно, в середине ХХ века условия быта были несравненно лучше довоенных, но и они не располагали к вечной молодости.
Про качество питания – весьма спорный вопрос.
С одной стороны, проблема снабжения продовольственными товарами стояла очень остро; ассортимент универсамов был довольно скудным, а рацион советских граждан однообразным.
Но, с другой стороны, питание было ближе к тому, которое сейчас мы провозгласили здоровым.
И я уверена, что главным фактором все-таки был не бытовой, а социально-психологический.
Тридцати-, сорокалетней женщине общество предписывало социальный статус матери, жены, хозяйки и ударника труда. Этот статус не подразумевает легкой походки и нарочитой веселости.
Как его можно совместить с девизами «я этого достойна», «бери от жизни всё» и приоритетом личных интересов?
Мать, жена, хозяйка, ударница – эти роли синонимичны ответственности, серьезности, основательности, опытности, то есть атрибутам зрелого возраста. Из приоритета провозглашаемого серьезного отношения к жизни логично вытекали и особенности моды, ведь мода всегда отражает главные социальные тенденции.
Инфантильность прощалась только детям, и между «молодой» и «успешный» знак равенства не ставился.
Возрастная дискриминация не была столь распространенной как сегодня, поэтому выглядеть взрослым и стареть не было стыдно.
Материальная независимость позволяла советской и европейской женщине оставаться собой, а не превращаться в товар, который необходимо продать подороже (а более высокую цену всегда дают за «свежее», то есть молодое).
Из этой необходимости продать себя проистекают и выбор одежды, и макияж, и создание имиджа.
Когда в примерочной мы придирчиво рассматриваем свое отражение, мы прикидываем, смотримся ли в обновке стройнее, моложе и презентабельнее (то есть обеспеченно и конкурентоспособно).
Полвека назад женщина задавалась другим вопросом: выгляжу ли я сообразно той ситуации, в которой планирую надевать это платье?
И техника нанесения макияжа тогда и сейчас нацелена на разные задачи: тогда – скрыть дефекты лица и сделать глаза большими; сейчас - омолодиться.
Что касается мужчин, то стоит отметить снижение популярности бород и усов, которые обычно старят.
Итак, подведем итог.
Люди 1960-70-х годов, жившие не только в СССР, но и в Европе, выглядели старше своих нынешних сверстников не вследствие более низкого уровня развития медицины вообще и индустрии красоты в частности, не из-за переизбытка работы по быту и однообразного рациона, а в силу социально-психологических причин.
Социальные предписания, навязанные человеку роли, предусматривающие серьезное, ответственное и несколько тяжеловесное отношение к жизни – вот, что старило человека.
Но главная причина – отсутствие культа молодости, при котором востребованными и успешными считаются только юные особи.
То, как люди стремятся выглядеть в том или ином возрасте, полностью зависит от структуры социального успеха, и именно в ней, а не в мыле, пудре и начесах, следует искать ключ к разгадке.
Почему, на ваш взгляд, несколько десятилетий назад наши сверстники одевались и причесывались так, что выглядели старше? Что является главной причиной?
|
</> |