Почему региональные самолёты хорошо было бы сразу выпускать бэушными
travelfoxes — 15.11.2025

Выходной день, особо ничего не происходит, про массы все уже успели написать, по МС-21 вроде немного страсти улеглись, ждём новых инфоповодов, лучше хороших, конечно. И да, напомню новым читателям, что после ухода из авиации в 2022 году я обосновал небольшое производство кормов для собак с брендом «HEY, BUDDEE!» с упором на использование свежего мяса в большом количестве, натуральный состав и личный контроль на всех этапах. Упор на аллергиков и спортивных собак. Постоянно катаюсь по выставкам в разных городах. Продаюсь я напрямую и на всех маркетплейсах. Кому интересно почитать – пожалуйста – unicorm.ru. Пробуйте, многие читатели, кто тут давно уже, перешли на него. Уже 3 года на рынке, своя аудитория преданная уже набралась, включая призёров АБКС, IDBC и всесоюзных соревнований Тимофеевой. Работаю в основном с говядиной, а также с рыбой, кониной и свининой.
Прошу прощения за небольшую рекламу самого себя. Давненько просто не напоминал о себе и о своём производстве. Кстати, на следующие выходные в Питер. Кто хочет встретиться – пишите, обозначу место встречи. В этот раз прямого рейса не было, придётся из Казани лететь, причём не самой любимой Смартавиа. Обзор делать не буду – пару лет назад писал о них, да ещё и с ребёнком полечу, обычный Боинг-737-800.
И после долгой преамбулы к самой статье. Прошу ещё раз прощения. Итак, обсуждаем мы тут постоянно, мол, Байкал дорогой, ТВС дорогой, до сих пор ничего не придумали даже на замену Ан-2, Ан-24, нужное продолжить. Но проблема эта общемировая. Самолёт вообще дорогая вещь. И должен приносить соответствующую выручку, чтобы окупить свою эксплуатацию. А выручку самолёту платит пассажир. Когда их много, то выручки хватает на многое, а когда пассажиров мало, то выручки не хватает, чтобы оплачивать лизинговые или арендные платежи. А ещё, региональные аэропорты часто регламентные, в них нет хорошего светосигнального оборудования (дай Бог, древний Светлячок), да и с метеоминимумами там ситуация такая же, поэтому и интенсивно летать не получается.
Низкая выручка приводит к соответствующему результату. По всему миру интенсивно летают старенькие Dash-8-100/200, CRJ-100, ATR-42, а хватает и Саабов, Джетстримов, ВА-АТР, Фоккеров-27/50, чьи магистральные ровесники давно почили в пустынных разборках. Поэтому, когда ноют про древние Ан-24 или Як-40, то могут глянуть на возраст региональников в Канаде или Швеции.
Новые региональники берут мало. АТР-72 по 2-3 в месяц на весь мир можно говорить. Хотя это что-то вроде Binter Canarias, где полёты по полчаса, рейсы каждые полчаса, забитые наглухо с хорошей выручкой, там древность помрёт. Да японцы или ещё богатые курорты. Там АТР чувствуют себя неплохо. А так, померли почти все остальные. Эмбраер свои 170-ки выпускает только для США, где регионалка является приложением для трёх основных перевозчиков. А-220-100 тоже не снискал популярности. Бомбардье и Da Havilland Canada закрыли производства. Остальные все так же себя чувствуют. Из 100-местных машин хорошо пошёл только у нас Суперджет. Но у нас реально много слабых направлений, наша регионалка не наскребает на А-320. Да и стоимость была вменяемая.

Где-то и наши перевозчики набрали не самых древних АТР-42/72 (у Ютов они были вообще новые), да и в Приморье набрали Твин Оттеров, а так по стране набрали Л-410, ТВС и прочие самолёты. Однако нюанс. Там везде постарались сделать с участием бюджетных средств. И сделали это относительно богатые регионы. Приморский, Хабаровский край вполне обеспеченные, что говорить про Югру с Тюменью. Но этих объёмов недостаточно для масштабных производств. УЗГА занимались сборкой из комплектов, им не обязательно было гнать десятки самолётов. ТВС выпускает по 4 самолёта в год по огромной стоимости – 280 миллионов рублей за 9-местный самолёт.

В своё время у нас было несколько вариантов замены Ан-2. Самый известный – Ан-3, который по принципу мало отличался от ТВСа – взять древний планер, оставить кусочек от него, чтобы провести «бумажную» модернизацию с турбовинтовым двигателем, новым планером и кабиной. Не пошёл он исключительно из-за отсутствия заказов из-за неподъёмной цены. По всей стране тысячи Ан-2, которые стоят намного дешевле. Смысл брать Ан-3 в десять раз дороже? С ТВС такая же ситуация. Аналог Ан-2, но очереди нет. Штуки 4-5 в год сделают, а там и новый контракт. Естественно, берут под что-то связанное с бюджетом. Вроде авиалесоохраны или ПАСОП. На перевозках пассажиров их нет. Поэтому, кто требует Байкалы выпускать сотнями, пусть сначала ответит на вопрос – кто за это заплатит.
Заменители Ан-2 не смогли конкурировать с Ан-2, которые будут ликвидны, пока летают. Сколько бы лет им не было. А всякие Ан-3 или ТВС нужно выпускать сразу бэушными. Потому что дороже 60 миллионов за 9-местный самолёт может позволить себе заплатить только бюджет. Если это не бизнес-джет, конечно. Как и Ан-38 не смог конкурировать с Ан-28.
Что касается Ан-24 или Ан-26, то здесь стоимость самолёта тоже очень важна. Можно что угодно говорить про наш авиапром, но во всём мире почти остановилось производство 50-местных самолётов. 5-6 АТР-42 для особых заказчиков погоды не делают. Не выгодно. Выгодно летать на древних самолётах, поддерживая их на плаву.

Ил-114 будет стоить 2,6 миллиарда рублей. Много это или мало? Для понимания цены, можно на пальцах прикинуть. 2,6 миллиарда поделим на 10 лет. Это по 260 миллионов в год или 22 миллиона рублей в месяц. Без учёта возможных процентов. Посчитаем, что в среднем в сутки он совершает один парный рейс, то есть везёт 110 человек. Может, конечно и больше. Но я уже писал про погоду, освещение и другие особенности. Хотя, если рейсы короткие, то и пару парных рейсов, то есть 220 человек. Это 3300 и 6600 пассажиров в месяц соответственно. Это 6,5 тысяч с каждого пассажира при относительно далёком рейсе и 3,3 тысячи на коротком рейсе. Это только за самолёт без процентов, а ещё обслуживание, зарплаты экипажа, административные расходы, топливо, аэропорты, метео, АНО и прочее. На таком фоне уже не так и важно, что Ан-24 тратит больше топлива, если он намного дешевле. Не так ли? Ведь на 22 миллиона можно на квартал заправить Ан-24 при текущем налёте.
А вот если бы он стоил в три раза дешевле, хотя бы миллиард рублей, тогда экономика была бы интереснее. Поэтому и нет особого шума с контрактами. Ред Вингс принадлежит Ростеху. Он за государственный счёт сам для себя сделает три самолёта. Где-то региональные бюджеты поднапрягутся, как с Авророй. Хотя и там с миллиардами не густо. А коммерческие эксплуатанты не потянут. Даже с субсидиями. Поэтому пускай сначала бюджет покатается на этих Ил-114, а лет через десять передаст уже тем, кто сможет их потянуть. А Ан-24 и Ан-26 будут летать, пока могут. Потому что даже при наличии Ил-114 региональные перевозчики будут закрываться или пытаться притащить что-то бэушное из зарубежья. Но и там конкуренция большая.
Телега — https://t.me/skyexpert1
Чат в телеге - https://t.me/+TzJ1GDiucuIzYmEy
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/aRjjCcq4KmWz7std
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
MoneyFest отзывы 2025: стоит ли доверять онлайн-школе
Раз, два, три... Но на мой взгляд рановато.
Тирамису
Почему в СССР подержанные машины стоили дороже новых: особенности жизни в эпоху
С ПРАЗДНИКОМ !
Про вот это
Привет от рыжего в рабочую субботу
К истокам журнала... Египет улыбнул. Александрия. Рынок. Помпей 2
Конгрегация: Секретные материалы

