Почему «пережиток прошлого» никак не умирает?

топ 100 блогов qebedo25.08.2023 Великие философы и социологи ХХ века ждали смерти национализма со дня на день — глобализация и Интернет сотрут барьеры между людьми, в какой бы точке мира они не находились, и сбудется мечта всех марксистов о том, что люди станут друг другу братьями…

Ну, они вообще ждали слишком большого количества «смертей» всего, что им не нравилось, как-то уж слишком веруя во всемогущество телевизора и Интернета — религии, социального неравенства, цензуры СМИ, ограничений гражданских свобод и пр. Однако прошли уже первые 20 лет XXI века, а национализм (и прочие перечисленные вещи) не только не умирает — он «цветет и пахнет», преподнося даже в «цивилизованной Европе» такие внезапные сюрпризы, как Брексит, партия «Альтернатива для Германии», «Северная лига» и много иных. В чем же дело — отчего люди, вооруженные знаниями, гаджетами и гугло-переводчиком, всё острее нуждаются в чувстве принадлежности к своему народу, сородичам, «традициям и корням»?

Пока великие социологи и философы века XXI не дали свой глубоко научный ответ на этот вопрос, рискну предположить, что всё дело… нет, не в волшебных пузырьках, а в основном инстинкте человека. Да-да — в стремлении к безопасности. Всё живое обладает инстинктом самосохранения, но люди — они еще и стадные (для тех, кому не хочется ощущать себя животным — существа общественные), и потому безопаснее всего чувствуют себя в коллективе. Но не в любом, а только среди тех, кого считают не представляющим угрозы, и более того, кто защитит в случае чего — среди «своих». «Свой — чужой», на этом строится почти вся общественная жизнь человеческих сообществ, и многие сложные этические системы построены на поиске ответа, кого считать своим, а кого — чужим.

Безусловно свои — «родные и близкие», причем чем ближе, тем «своее» — родители, дети, супруги, друзья и подруги. Однако именно в ХХ и следующим за ним XXI веке эти общественные институты «нехило» разрушились. Если даже в начале ХХ века и даже в Европе для большинства людей семья — это большой коллектив не только отцов, детей и дедов с бабками, а еще и разнообразные дядья, кузены и прочие племянники, двоюродные и троюродные, то что сейчас? Нуклеарные семьи — то есть, родители и дети, даже деды с бабушками уже «входят и выходят». Современная дружба — это чаще всего то, что называют «френдом» в соцсетях, и что не накладывает на человека практически никаких обязательств, даже встречаться и общаться оффлайн.

И что же получается? Перед лицом проблем, которые за прошедший век тоже «неслабо выросли», превратившись в глобальные (сдерживание техногенного апокалипсиса, климатические изменения, исчерпание ресурсов и пр.) человек XXI века может опереться только на свою небольшую семью? Естественно, он понимает, что даже титанических усилий его супруги, сына или матери никак не хватит для гарантии безопасности от таких угроз. И инстинктивно ищет общность покрупнее и «помускулистее», к которой может примкнуть, и которая защитит, «если что».

Что это может быть? Государство? Увы, гимн, флаг, нарисованные на карте границы, даже полиция с армией и морским флотом, как оказалось, почти ничего не гарантируют — вот только что, всего 30 лет назад, 200 млн человек жили в большом и могучем СССР, и что? Развалился на полдюжины-другую государств, которые еще и отчаянно друг с другом враждуют — бывшие «братья навек» волками смотрят и готовы в глотку вцепиться, и локальные войны на территории экс-СССР всё никак не утихнут.

Нет, государство гарантом стабильности и безопасности человека в XXI веке быть не может — «и это очень грустно приходится признать». Что же остается? Вещи, «старые как мир», гонимые и критикуемые весь ХХ век — религия и национальность. Именно поэтому конец ХХ — начало XXI века порождает такую мощную вспышку религиозно окрашенных течений (и не только, кстати, в исламском мире), некоторые из которых даже весьма агрессивны. Именно поэтому всё больше и больше людей и в России, и в Европе вспоминают свою национальность и прислушиваются к политикам и движениям, апеллирующим к их «корням и почве». Именно эти настроения — поиск новой большой и сильной общности, которая защитит «маленького человека» — и породили всё, о чем было сказано выше, от Брексита до превысившего все «разумные пределы» спортивного «боления» за игроков на олимпиаде.

Хорошо это, или плохо? Ну, любой этик XX века скажет вам, что «добро» и «зло» категории давно устаревшие… Но если серьезно (без шуточек о социологах), как и в любом искреннем порыве больших групп людей, в этом можно найти и положительные, и отрицательные «моменты». Самое же главное (оно же и опасное — «смотря с какими целями интересуетесь») — как и в какую сторону этот порыв могут направить политики (и политиканы), многие из которых, увы, преследуют не только бескорыстные и глубоко гуманные цели. И потому «неонационализм» может стать средством спасения от глобальных катастроф века (но лично я в этом сильно сомневаюсь) — или же еще одной глобальной катастрофой…

Почему «пережиток прошлого» никак не умирает?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В России, скажем, пятьдесят сильнейших игроков в ЧГК собраны в десяти командах, а ещё двадцать пять - в следующих десяти. В Украине, скажем, тридцать сильнейших игроков рассеяны по десяти-пятнадцати командам. Это даёт некоторым основание ...
Посмотрел очередного " ИндеЯну Жонса " и внезапно понял... Это не кино теперь не умеют снимать, как раньше снимали. Кино осталось прежним - вот конкретно это кино снято по всем правилам и канонам 1981 года. Это мы (я конкретно) стали на 40 лет старше, и, уж пардоньте, "детская фильма" ...
Сальник и манжета - элементы, выполняющие герметизирующую функцию. Они устанавливаются в местах стыка, чтобы удерживать рабочие жидкости или газы, не допуская их выход за пределы ...
В последнее время в мире стали популярны идеи так называемого бодипозитива (body positive) — движения, выступающего в поддержку разнообразия стандартов красоты. Модели плюс-сайз особенно радуются подобной тенденции, поскольку для них практически впервые со времен Рембрандта и его ...
Кажется, в прошлом году одна из тем итогового сочинения выпускников была примерно такая: "Могут ли дружить люди, имеющие разные взгляды?" Начну с того, что, по-моему, все мы априори индивидуальности, и разная точка зрения на одно и то же - это данность. В одной из статей культуролога Ю.М. ...