Мальбру в поход собрался - 38

топ 100 блогов qebedo14.08.2023 Чужие среди своих

Война затягивалась, и как каждая затяжная война, порождала всё новые проблемы в тылу. На сей раз рыба начала гнить с головы — королева Энн так и не пережила сближение правительства с вигами и удаление от тори. В ее мире тори всегда были за Стюартов и корону, а виги — против и всё время что-то хотели у короны оторвать. Поэтому порвавшие с радикальной частью своих соратников Годолфин и Мальборо, лавировавшие промеж обоих партий, теряли симпатии королевы. А давняя подруга Сара, герцогиня Мальборо, всегда была вигшей до мозга костей, и чем дальше, тем больше выбешивала этим королеву. Тем паче, что годы обостряли главные недостатки «миссис Фримен» — тщеславие, жажду тотального контроля и категоричность, она изводила весь двор своими придирками и капризами. К тому же у королевы появилась идея-фикс — она очень невзлюбила свою ханноверскую родню и хотела передать престол своему брату-эмигранту, «королю Джеймсу III» и шевальё де Сен-Жоржу, у которого престол «отняла» и мучилась из-за этого совестью. В общем, сердце Энн отвращалось от старых друзей, и она искала новых. А кто ищет, тот найдет — закадычным приятелем ея постепенно стал Роберт Харли, граф Оксфорд, лидер тех самых радикальных тори, госсекретарь Северного департамента (внешние сношения с протестантскими странами).

Мальбру в поход собрался - 38   Мальбру в поход собрался - 38
Роберт Харли и виконт Болингброк

И не просто приятелем — с благословения королевы Харли занялся формированием «теневого кабинета». Главными фигурами в нем стали известный юрист виконт Саймон Харкурт и Хенри Сент-Джон, виконт Болингброк. По сути, они готовили госпереворот, задумав свалить Годолфина и создать «чисто радикальное торийское правительство». Правда, насчет Мальборо уверенности не было — при всей готовности сотрудничать с вигами он всегда оставался тори, к тому же с ним дружил герцог Шюсбери, «отец-основатель» и главный идеолог торизма. Хуже того — Болингброк был протеже генералиссимуса, под его покровительством получил пост госсекретаря по военным делам. Но Сент-Джон заверил Харли, что проблем не будет — он принесет личные симпатии на алтарь пользы партии, если сие понадобится. Так что можно было спокойно приступать к интригам и завоеванию тайного управления страной.

Первым шагом на этом пути стало назначение новых епископов — королева, нимало не прислушиваясь к Годолфину и Саре, назначила Офспринга Блаколла на кафедру в Эксетере, а в Честер — баронета Вильяма Доуса, отъявленных тори крайних взглядов. Виги и умеренные тори заволновались, принялись искать причину перемены симпатий ЕКВ, и, как обычно, нашли женщину. Мы уже знакомы с Абигейл Дженнингс — бедной родственницей герцогини Мальборо (а не герцога, вопреки наглому 3,14жу авторов пошлых французских комедий про воду и стаканы — см. предыдущие серии), которую та взяла на содержание, пристроив в 1702 камеристкой королевы. В 1704 году та дослужилась до фрейлины и постепенно сменила амплуа служанки из калидора на личную подругу и наперстницу — чем больше охладевала и удалялась Энн Стюарт от Сары, тем больше привязывалась к Абигейл. Заметив сие, герцогиня… отнюдь не стала бороться и добиваться, чтобы наглую неблагодарную девку выгнали, а приняла позу «обиженки» и еще чаще стала игнорировать королеву, принимая вид оскорбленной в лучших чувствах женщины. Довольно глупый ход, ибо еще вернее толкал бывшую подругу в объятия подруги новой.

Мальбру в поход собрался - 38
Считается что Абигейл Мешэм

В 1707 году Абигейл вышла замуж за капитана 2-го пешего полка гвардии Сэмюэла Мешэма (и стала миссис Мешэм), придворного Георга Датского — на тайной свадьбе (которую несколько месяцев скрывали ото всех, особенно от Сары — история четы Мальборо странным образом повторилась!) присутствовала королева и подарила новобрачным £2 000 (210 000 на наши деньги). 20 октября того же года Сэмюэл получил чин полковника своего полка, а чуть позже стал бароном. Герцогиня снова отреагировала неадекватно: «…Вместо того, чтобы попытаться умиротворить свою коронованную госпожу и восстановиться в прежнем фаворе, оказывая королеве то внимание, какое оказывала прежде, принялась осаждать ее горькими упрёками, частично справедливыми — и оттого тем более неприятными королеве. Едва разузнав о свадьбе, она ворвалась в королевские покои, протестуя против сокрытия в тайне того, что ей полагалось знать, как родственнице. Королева отвечала смиренными репликами, сердечно оправдывая скрытность своей фаворитки тем, что та боялась отказа, но не успокоила, а лишь разожгла гнев герцогини, и с этого момента их переписка приобретает тон напускной покорности с одной стороны и язвительных отповедей — с другой».

Леди Мешэм была особой, способной оставлять по себе самые противоречивые впечатления. Один современник характеризовал ее как «полное ничтожество с вульгарными манерами, очень неровного характера, по-детски капризная и несдержанная». Другой: «Персона с ясным, глубоким умом, очень правдивая и искренняя, без малейшей примеси фальши и притворства; отменно бесстрашная и храбрая, наилучший представитель своего пола, твердая и бескорыстная в дружбе, исполненная любви, долга, благоговения к королеве, своей госпоже»… Ободренные его поддержкой, «теневики» решили дать бой на новой сессии парламента, которая открылась 17 ноября 1707 года. Вопреки намерениям Мальборо, настаивавшего на том, что в 1708 году нужно «повторить клещевой удар» (снова Тулон, снова хардкор!), «общественное мнение диванных стратегов», разогреваемое вигами, считало, что нужно сконцентрироваться на Испании — «жИстоко отмстить за Альмансу, и ваще». Особенно громко ратовали за это бывший генералиссимус войск в Испании Чарльз Мордаунт, граф Питерборо (изгнанный в 1707 году из армии из-за единодушной ненависти к нему всех подчиненных генералов), Анри дю Масси, граф Голуэй, побитый у Альмансы, и английский посол в Испании граф Джеймс Стенхоп.

Мальбру в поход собрался - 38   Мальбру в поход собрался - 38
Граф Питерборо и граф Стенхоп

Все они лоббировали план, по которому на Пиренейский полуостров перебрасывались Мальборо и 25 000 или 30 000 человек для достижения решающего успеха. Герцог восставал супротив этого самым решительным образом — он не стал предтечею Веллингтона и не верил в перспективы «Пенинсулы». Крайняя мера, на которую он был готов «скрипя всем сердцем» — позволить отправить туда принца Ойгена, ибо, в конце концов, какая разница, Тулон или Барселона? Но без разрешения английского генералиссимуса забрать войска из Фландрии имперскому генералиссимусу делать в Испании было особо нечего — с какими силами воевать, полтора португала и местные повстанцы? Но во время дебатов в парламенте герцог именно про это упомянуть «позабыл» — известие, что на полуостров отправится великий и ужасный Ойген, воодушевило депутатов, решивших, что вместе с ним «империя пошлет немцев» (видимо, сотворенных в пробирках из воздуха), и не надо будет подставлять под пули английских солдат. Дебаты были закрыты, в Вену отправили просьбу выделить экспедиционный корпус.

Мальборо прекрасно знал, каким будет ответ (он именно на него и рассчитывал) — 3 января 1708 года кайзер прислал депешу, в которой спрашивал «какого буя, откуда я вам солдат рожу?». Британцы отчего-то почувствовали себя обманутыми в лучших чувствах, разгорелся «кель скандаль», но Йозеф I нашел воистину соломоново решение — в феврале, выдвинул предложение собрать в Гааге конференцию, где военные лидеры Англии, Голландии и империи «могли бы обсудить между собой, и принять окончательный план кампании». Вся ответственность с правителей скидывалась на подчиненных, и что бы они не решили — кайзер не уиноуатый!.. В очередной раз стало понятно, что коалиционные войны — такие коалиционные (да, конференции в Касабланке, Каире, Тегеране и Ялте тоже украли и придумали задолго до нас).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вид из гостиницы «Украина». В этой гостинице вай-фай есть только на первом этаже, а в номерах нужен патч-корд, который по совету горничной, надо возить с собой, так как гостиница их в пользование не выдает. 9 фотографий, общий вес 2,5 мегабайт 1. ...
Проект "Время удивительных историй" становится международным и межгалактическим; не успеваю разбирать идущие ПОТОКОМ сказки. В первом выпуске мы ознакомились со сказкой на татарском от mage_pro и на сербском - от andeadd ( http://andeadd.livejournal.com/1189605.html ). ...
Я так и знала, что они ее угробят... Все знали, что моя любимая, что я ее берегу и никому не разрешаю, Сонька все равно ее хватала, вот надо было именно ее, из других не могла.. Какая то детскя сво.. ее разбила.. мою любимую чашку, мою прозрачную, мою ...
тут пишут ниже, что набережная была не такая уж и плохая и парапеты тоже были супер. Единственная фотка, которую нашел  вроде не самый древний год, так ведь?  Конечно,по мне так, лучше бы вместо парапетов - заборчик. как на набережной. ...
Какую книгу вы проглотили за один день? Перечитывали ее ...