Тысячелетний райх - 61
qebedo — 11.08.2023 Феофилос. Тучные годыЕдинственному сыну и наследнику Михаила II Травлоса — Феофилосу — всю жизнь везло. Для начала он был достаточно взрослым, когда умер его отец-соправитель — 16-ти лет. Так что случился довольно редкий для РоманИи случай — мирный переход власти. Во-вторых, юный василевс получил прекрасное образование (тоже достаточно нетипичный случай — см. список его предшественников-солдафонов). Феофилос пел в церковном хоре и писал стихиры (тексты песнопений по мотивам псалмов), а также любил самолично решать судебные дела (еженедельно), причем отличался «нелицеприятной справедливостью», сурово преследуя коррупционеров, казнокрадов и «угнетателей трудового народа». Правда, от природы он страдал приступами гнева и был вельми вспыльчив. Царствование же начал с того, что сурово кОзнил всех причастных к убийству Льва V Армянина — несмотря на то, что они спасли его отца и возвели того на престол. Потому что убивать василевсов — низзя, даже с самыми добрыми и чистыми намерениями…
Феофилос
Также добрый пасынок изгнал со двора мачеху Ефросинью и вернул ее в монашеское состояние, сослав в монастырь (см. предыдущую серию). «Кроме того, царь имел обыкновение обходить рынок и осматривать товары. У каждого торговца он спрашивал, за сколько продает тот на рынке, причем делал это не мимоходом, а весьма внимательно и усердно и спрашивал не про один какой-то товар, а про все: еду, питье, топливо и одежду, да и вообще про всё, выставленное на продажу» (Продолжатель Феофаноса). Еще одной страстью Феофилоса стала икономахия — он покончил с политикой терпимости своего отца и в 832 году издал указ, снова запрещавший почитание икон. Их, конечно, теперь не сжигали, а просто вешали в храмах повыше, чтобы трудно было разглядеть, а особенно целовать, лизать, тереть и пр., а иконодулов не кОзнили за иконофилию — только за неповиновения царской власти.
Однако невидимый враг прокрался буквально в постель василевсу. Некая Феодора из Пафлагонии (исторЕГи настаивают, что «доказательств армянского происхождения нет», но откуда-то у нее был брат по внезапному имени Варда[н]…) была выбрана царской невестою на смотре, организованном василиссою Ефросиньей и сочеталась браком с Феофилосом в 831 году. Вместе с дщерью поселилась в столице ея мать Феоктиста, возведенная в ранг зосты патрикии (высшая должность для женщин при дворе). И вот эта Феоктиста начала промывать мозги своим внучкам — Марии, Фёкле, Анне, Анастасии и Пульхерии, когда они посещали любимую бабушку, приучая их почитать иконы. О чем было настукано Феофилосу, «который однажды спросил, что за подарки получают они от бабушки, и какой благодарности та от них ждет. Остальные очень разумно, словно из ловушек, удачно смогли выпутаться из его вопросов. А вот Пульхерия — совсем младенец и возрастом и умом — назвала и ласки, и много фруктов, прибавив сюда и поклонение святым иконам, при этом в простоте душевной еще и сказала, что много у нее в сундуке лялек, которые она целует и прикладывает к лицу и голове». Василевс во гневе велел дщерей более к бабке не пускать.
Внучки ходят к бабке Феоктисте (кликабельно)
Но вражина прокралась еще ближе — какой-то обитавший при дворе юродивый рассказал царю, что и у его жены есть «красивые ляльки». Василисса смогла отболтаться — дурак-де увидел наши со служанками отражения в зеркалах и напридумывал всякой хрени. Похоже на то, что Феофилос просто не захотел сраться с собственной женою, тем паче что при дворе этих иконодулов было уже ложкою ешь — никто особо не старался выполнять указы василевса… Кстати, придумал царь и кое-что еще, что потом у него нагло сопрет черед девятьсот лет некий жалкий подражатель в Московии (докопавшись до волос на ином месте головы): «Поскольку краса его головы по природе отличалась скудостью, и он был плешив, распорядился царь, чтобы повсюду стригли коротко волосы, и чтобы ни у одного ромея не спускались они ниже шеи. А ежели кого поймают, наказать многими ударами и вернуть к исконной добродетели римлян, ибо такой прической они гордились. Поэтому и закон издал, строго запрещающий носить волосы ниже шеи».
Долгое время становясь отцом исключительно дщерей (мальчик Константинос прожил всего год), Феофилос задумался о наследовании престола, для чего решил выдать самую (внезапно!) младшую Марию за стратига Алексеоса Моселе (Муселе), которого сделал кесарем. Тот много и с разными успехами «воевал на фронтах», пока в 838 году не был побит арабитянами на Сицилии. Пошли слухи, что Моселе сам хочет стать царем, почто готовится в столице заговор. Поскольку «невеста Мария» померла дитем, василевс повелел «жениху» вернуться, дав посланному на остров архиепископу Сиракузе гарантии безопасности для не случившегося зятя. Но едва тот прибыл в Константинополис, как был схвачен, избит, лишен титла и кинут в узилище. А когда архиепископ возбухнул — и его отправили в ссылку. И только вмешательство в конфликт патриарха (и бывшего учителя Феофилоса) Иоанниса VII Грамматикоса заставило вернуть обоих из ссылки и из тюрьмы. Но никаких должностей Алексеос более не занимал, а после смерти Феофилоса аще от страху, что его заколбасят как конкурента, постригся в монахи. Рождение же сына Михаила 10 января 840 года сняло вопрос престолонаследия, и прочие дщери василевса остались в девках — чтобы ихие мужья не отняли власть у младенца.
|
</> |