
Торпедный авизо «Цитен» (ч.2)


В 1889 году (1 мая – 25 сентября) «Цитен» отправился с визитом в Англию вместе с Практической эскадрой и императором Вильгельмом II.
В 1890 году (2 мая – 1 октября) кампания проходила аналогичным образом, в том числе состоялся визит кайзера Вильгельма II в Норвегию (9-26 июля).
Во время кампании 1891 года (1 мая – 25 сентября), во время катания на лодке в окрестностях Цоппота (ныне Сопот) в ночь с 8 на 9 августа, в числе других офицеров утонули старший офицер корабля капитан-лейтенант Людвиг и судовой врач обер-лейтенант медицинской службы доктор Прайс. 26 июня «Цитен» поспешил на помощь броненосцам (бывшим броненосным фрегатам) «Кайзер» и «Дойчланд», выскочившим на мель в бухте Пуцк.
В 1892 году (30 апреля – 30 сентября) корабль входил в состав Первой дивизии Маневровой эскадры, на чем и завершился второй период его службы. Наступил период бездействия, продолжавшийся до весны 1897 года.
После ремонта и перевооружения, проведенного в этом году, 16 марта 1897 г. он был введен в строй и заменил авизо «Метеор», служивший до этого кораблем охраны рыболовства. Для выполнения связанных с этим задач «Цитен», будучи в третий раз в своей истории переклассифицирован, должен был сменить свое оборудование, что произошло в Вильгельмсхафене. Экипаж набирался из живущих поблизости рыбаков. Его плавания теперь вели к рыболовным угодьям, расположенным вдоль побережья Северного моря, у берегов Дании, Норвегии, Шотландии, Англии, Нидерландов и Бельгии, в глубине Каттегата, Скагеррака, Ла-Манша, а также в Северном море до широты Шетландских и Фарерских островов, Гебридских островов, Исландии, на Доггербанке, Хорнс-рифе и Фишер-банке (район Северного моря на запад от побережья Дании). Задача корабля заключалась, главным образом, в оказании помощи немецким и иностранным рыболовным судам в медицинской сфере, если возникала необходимость в консультации доктора, или в устранении образовавшихся технических проблем, а также в обмене информацией о промысловых районах и количестве пойманной рыбы, но последнее только в случае немецких судов. В территориальных водах «Цитен» выполнял задачи морской полиции, такие как предотвращение лова иностранными судами в запрещенных районах, в случае необходимости прибегая к захвату такого судна и буксировке его к берегу, а затем передаче компетентным полицейским инстанциям на берегу. В зимние периоды корабль находиляся в Вильгельмсхафене с сокращенным экипажем, но из кампании не выводился.
Несколько примеров любопытных событий.
6 апреля 1897 г. «Цитен» начал службу в качестве судна охраны рыболовства. В начале июня, когда он находился в Вильгельмсхафене, по согласованию с Немецким морским союзом по рыболовству (Deutscher Seefischerei-Verein), на его борту была создана школа для обучения будущих рыбаков, где слушатели обучались компетентным вахтенным офицером в области навигации, морского права, оказания первой медицинской помощи, починки и штопки рыболовных сетей, а также изучали образ жизни морской фауны,. 20 июня «Цитен» служил финишной отметкой в соревнованиях по гребле на Эльбе. Между 30 июня и 5 июля он находился недалеко от Остенде, где произошла встреча между командирами датского «Гронсунда», британского «Харта», бельгийского «Виллема Д’Остенде», голландского «Бонайре» и французского «Ибиса», с целью согласования руководящих принципов для разработки однородной информационной системы. По состоянию на 22 сентября корабль вместе с предназначавшимся для этой же цели авизо «Пфайль» находился в Вильгельмсхафене, где в начале октября было произведено деление их операционных зон на восточную и западную части Северного моря, в которых им предстояло действовать. 29 ноября «Цитен» вывели из кампании.
В 1898 году ему было поручено провести длительную научную экспедицию в северную часть Ледовитого океана, которая, однако, не состоялась, так как было установлено, что выбранный корабль не очень подходит для этой цели.
15 марта 1901 г. «Цитен» вновь вступил в строй. Возле Исландии был опробован недавно разработанный трал, буксируемый по дну, с целью исследования наиболее выгодных мест и времени рыбной ловли.
2 августа появилась возможность отметить 25-ю годовщину службы в рядах Кайзеровского флота. Затем кораблю поручили выполнить специальную миссию, заключавшуюся в сопровождении конвоя, состоявшего из торговых судов, на палубах которых перевозились воинские части IX армейского корпуса, направлявшиеся на остров Амрум, где должны были состояться маневры.
Из событий 1902 года (начало кампании 27 июня) в качестве самого интересного можно назвать поддержку «Цитеном» броненосной канонерской лодки «Бремзе», к которой впоследствии присоединились броненосцы «Баден» и «Вюртемберг», являвшиеся дальним прикрытием учебной высадки десанта на остров Боркум.
С 1903 года в проводимых маневрах «Цитен» стал выполнять роль лидера флотилии, окруженный роем миноносцев. В 1905 году корабль участвовал в осенних маневрах всего флота. 1906 год прошел без каких-либо заметных событий.
В 1907 году для быстрого определения местонахождения рыболовных судов Северное море было разделено на три рыболовных зоны. Между 25 августа и 7 сентября, во время маневров, корабль входил в группу судов снабжения.
В 1908 году, в ходе продолжавшихся с 31 августа по 12 сентября маневров, в Берлине (11 августа) состоялись соревнования воздушных шаров имени Гордона Беннета. Некоторых участников сильным ветром унесло над Северное моря, где они спускались на воду. «Цитен» входил в группу судов, разыскивающих несчастных.
В 1909 году, с середины августа, корабль входил в состав судов снабжения. Во время сильного шторма 3 декабря «Цитен» вместе с миноносцем S-61 разыскивал пропавшую рыбацкую лодку и ее экипаж.
1910 год прошел на капитальном ремонте, без необходимости вывода из кампании. В 1911 году корабль проводил опыты по связи с находящимися в море рыболовными судами с помощью беспроводного телеграфа.
В 1912 году «Цитен» арестовал дюжину британских рыболовецких катеров, ловивших рыбу в запрещенном районе, передав их на берегу компетентным органам.
1 августа 1914 г. «Цитен» был включен в состав флотилии охраны портов на реках Яде и Везер. В июле 1918 г. он стал флагманским кораблем дислоцированной на Эльбе патрульной флотилии, выполнявшей эту роль до конца военных действий.
В декабре 1918 года экипаж корабля был сокращен. Два месяца спустя «Цитен» начал службу в качестве лоцманского судна в районе маяка Доггербанк-Зюд, сопровождая (24-27 марта 1919 г.) группы подводных лодок, направляющихся из Вильгельмсхафена в британский Гарвич в соответствии с положениями подписанного в Компьене перемирия. В то же время он находился в подчинении командующего морскими силами Северного моря (Befehlshaber der Seestreitkräfte der Nordsee – BSN).
5 июля 1919 г., спустя 43 года, считая с даты первого ввода в кампанию, этот заслуженный корабль был окончательно выведен из состава флота, что дало ему почетное второе место после авизо «Грилле» (1857 г.) в списке самых долгослуживших кораблей в истории немецкого флота. 6 декабря 1919 г. «Цитен» был исключен из списков и 18 апреля 1921 г. в Вильгельмсхафене продан на металлолом за 655 000 марок.
![Торпедный авизо «Цитен» (ч.2) Zieten [Hildebrand].jpg Торпедный авизо «Цитен» (ч.2) Zieten [Hildebrand].jpg](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1447748/1447748_600.jpg)
Торпедный авизо «Цитен»

«Цитен» в 1902 году

«Цитен» в 1908 году
Библиография
|
</> |