
Почему дамы позировали для портретов в чепцах?


Часто считают, что чепчик или чепец – чисто домашний головной убор, скучный и старушечий. Но как же тогда быть с теми чепцами, которые бросали в воздух кричавшие «ура» грибоедовские женщины, ведь это было на улице, и явно кидали их не бабушки?
И почему так много портретов нарядных дам в чепчиках, зачем позировать для портрета в домашнем?
На самом деле, были годы, когда чепец был страшно модным и обязательным аксессуаром, а вообще это головной убор с длинной историей.

Прототип чепца появился еще в десятом веке – это был головной убор из платка, концы которого покрывали плечи. В средних веках чепцы носили и мужчины в качестве домашнего убора и шапочки для сна. А для женщин это был вообще самый распространенный убор, который надевали все сословия, от крестьян до знатных дам.
Но если чепец крестьянок и простых горожанок был признаком «приличия» и замужнего состояния, то у знати он стал дорогим аксессуаром, и какие только формы не принимал.

Чепец входил в моду в разных видах и под разными названиями – от конусов или парусообразных форм эпохи Марии Стюарт до кружевных накидок на парики во время Марии Антуанетты. Их украшали вышивкой, лентами, дорогим кружевом, бусинами и цветами, надевали дома, чтобы скрыть неприбранные волосы и на выход – под шляпу или вместо шляпы.

Из чепца родился такой интересный головной убор «на выход» как капор, не выходивший из моды много лет, и сам иногда надевавшийся на «нижний» чепец.
Чепцы носили повсеместно до середины 19 века, и только во второй половине позапрошлого века они стали выходить из моды. Вот тогда-то чепцы и стали «бабулиным» аксессуаром, а еще – головным убором прислуги. Остатки чепцов дошли и до наших дней – в виде детских чепчиков и наколок на головах официанток.
Друзья, носите головные уборы? По погоде или по моде?

|
</> |
