
Почему Джоконда так знаменита


Удивительно, но до 1911 года портрет Моны Лизы был почти не интересен широкой публике, посетители Лувра проходили мимо нее без особенного внимания.
Самой знаменитой картиной 20-го века «Джоконда» стала после того, как ее украли.
Леонардо оставил «Джоконду» в наследство вместе с виноградником своему ассистенту (а может быть и любовнику тоже), причем во времена Леонардо картина была шире – по бокам Моны Лизы были колонны, которые написал никто иной как Рафаэль, ученик Да Винчи. Считается, что эти колонны обрезал сам Леонардо, посчитав композиционно ошибочными.

Портрет Салаи, ассистента и, вероятно, возлюбленного Да Винчи, первого владельца «Джоконды». Справа - "Айзелуортская Мона Лиза", как считается, ранняя копия Джоконды, на которой видна первоначальная композиция картины, с колоннами по краям.
Затем картину выкупил французский король Франциск I, повесив ее в свое самое любимое помещение дворца Фонтенбло – баню. Людовик XIV перевез «Мону Лизу» в Версаль, а после Французской революции она оказалась в Лувре. Оттуда ее ненадолго забирал Наполеон, но потом она вернулась на свое место, где и провисела весь 19 век.

Франциск I у постели Да Винчи. Картина 19 века, на которой изображена "Джоконда" в интерьере.
Несмотря на такое внимание к картине власть предержащих (ведь ее автором был сам Леонардо, да и формат самый подходящий для интерьера), непрофессиональной публике картина была малознакома. Ее изучали художники и искусствоведы, в Лувре она скромно висела среди двух Мадонн возрождения.
В конце августа 1911 года один из художников пришел в Лувр с целью поработать с произведением Леонардо, но застал на пустом куске стены лишь крючок. Сначала никто не встрепенулся – решили, что картину взяли фотографы или реставраторы Лувра, но ни у кого Джоконды не было, а на черной лестнице нашли раму. До руководства музея дошло – картину украли.

Место в Лувре, откуда похитили картину, и страница газеты того времени.
Французская пресса подняла невообразимую шумиху, подключились искусствоведы – оказывается, они уже давно заметили таинственную улыбку Джоконды и восхищались ею. Была объявлена огромная награда за возвращение, поиск картины превратился в общенациональную кампанию.
Под подозрение попала куча людей, в том числе даже Пабло Пикассо – выяснилось, что его приятель, служащий Лувра, выносил ему какие-то статуэтки из хранилища, для эскизов. Арестовали поэта Гийома Аполлинера, который в запале как-то призывал жечь музеи ради обновления искусства, в общем, шум был невероятный.
Картина как в воду канула.

Директор галереи Уффици с возвращенной картиной
Через два с лишним года директору галереи Уффицы в итальянской Флоренции поступило предложение – принять ту самую Джоконду в экспозицию музея. Потрясенный директор уговорил грабителя отдать ему картину и сдаться полиции.
Так стало известно имя похитителя. Винченцо Перуджа – работник Лувра и итальянский патриот, был уверен, что картину выкрал из Италии Наполеон, и желал возвратить шедевр на родину. Два года он прятал полотно под матрацем, пока не решился вывезти ее в чемодане с двойным дном во Флоренцию.
Признание вора о планах возвращения картины на родину ее автора, где ей, по его мнению, было единственное правильное место, вызвало огромный всплеск симпатии к нему среди итальянцев. Под давлением общественности суд не смог строго наказать похитителя, отсидев всего полгода, Винченцо вышел на свободу. А Джоконда, после небольшой реставрации, громко и торжественно вернулась в Лувр, где ей выделили уже совершенно другое место – как величайшему шедевру и народному достоянию.

Похититель Винченцо Перуджа, фото из материалов дела
У истории был еще один побочный эффект – спор между сторонниками и противниками дактилоскопии разрешился в пользу первых. Оказалось, что следователь по делу о похищении нашел хорошие отпечатки пальцев вора на брошенной раме, но проигнорировал их, т.к. не верил в дактилоскопию. Громкая критика такого отношения к новому методу заставила следователей ударно внедрить его в судопроизводство.
Друзья, как по вашему – какие картины самые-самые знаменитые, кроме «Джоконды» и «Черного квадрата»?
|
</> |