Планы по строительству нового аэропорта в Омске и антимонопольщики взялись за
travelfoxes — 07.06.2024Вообще, за неделю подустал, не хочу ничего грузового и сложного. Пятница всё-таки. Но и расслабляться нельзя. Не то время... Но сегодня темы полегче — аэропорты.
Вообще, про новый аэропорт для Омска говорят давно. Центральный аэропорт Омска устарел, да и земля в городе дорога. Может быть, если в Омске был современный аэропорт, то Уральские бы не сели в пшеничное поле. Есть два примера в нашей современной истории, когда из центра города аэропорт перенесли в новое место аэропортовые холдинги.
Из плюсов пассажиры получают современное здание, иногда и новых перевозчиков, новые воздушные суда, которые не принимал старый аэропорт, однако минусов не меньше, чем плюсов.
Во-первых, транспортная доступность. Если раньше в аэропорты ходили троллейбусы, то в новых аэропортах пассажиры жаловались на общественный транспорт, на такси с его ценами. Вообще, в стране с транспортом до аэропортов всё плохо. Но в новые аэропорты с маршрутами и общественным транспортом никто не заморачивается, а с учётом удаленности от города получаем плюс полторы тысячи к цене билета.
Во-вторых, холдинги, что естественно, стараются отбить вложенные средства. В крупные города летать всё равно будут, поэтому аэропортовое обслуживание задирается до предела. В Ростове в новый аэропорт так перестала летать Победа, а жители Саратова, которые требовали убрать монополию Саравиа, сейчас недоуменно спрашивают, мол, нет Саравиа, а билеты только подорожали. Холдинги можно понять, для них аэропорт это актив, который должен приносить деньги, поэтому и тарифы нужно держать настолько высокими, насколько это вообще возможно.
Два эти пункта обобщают основные проблемы. На местах старых аэропортов никто не торопится устраивать сады и парки. Но в Ростове и Саратове недвижимостью пока тоже всё не застроили. Там вообще особо ничего пока не поменялось. Сложно сказать, что выиграл город и пассажиры вообще.
На этом фоне третий проект Омск-Федоровка выглядит вполне так же. Аэропорт будет отдалён от города на приличное расстояние, поэтому есть сомнение, что и тут решат вопрос с транспортом до города так, что пассажиры не особо почувствуют разницу. А хорошей транспортной доступностью аэропорта у нас смогут похвастаться разве что Хабаровск с Иркутском.
Ну и о самом аэропорте. Ожидается, что он примет первые рейсы в 2028 году, будет иметь полосу 3200 х 45 метров, которая позволит принимать любые типы воздушных судов. Пропускная способность нового пассажирского терминала запланирована на уровне не менее 700 пассажиров в час на внутренних авиалиниях и 600 пассажиров в час на международных. Его площадь составит около 30 тыс. кв. м. Стоимость проекта превысит 43 миллиарда рублей, аэропорт будет передан в концессию на 49 лет Аэропортам Регионов, о чём подписали соответствующее соглашение на ПМЭФ.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена проанализировать тарифы на аэропортовое и наземное обслуживание, а также стоимость керосина для авиакомпаний. В ведомстве считают, что это позволит «снизить нагрузку на затраты авиакомпаний». Кроме того, в ФАС считают целесообразным установить нормативы по объёмам инвестиций в строительство и реконструкцию аэровокзалов: действительно – там, где вводят в строй новый терминал, тарифы аэропортов на определённые виды услуг, например, сбор за услуги аэровокзального комплекса, обычно взлетают в несколько (до 5 и более) раз, т.к. инвестор хочет сократить сроки окупаемости вложений.
А вот это как раз правильно. Не будет никогда дешевых билетов, если у нас аэропорты будут взвинчивать стоимость наземки. Должно быть у каждого процесса экономическое обоснование. Опять берём мою любимую диаграмму Исикавы. К примеру, почему доставка пассажиров в региональном аэропорту на пять стоянок стоит по 10 тысяч за автобус? Потому что автобус дорогой, а ездит мало. А зачем вообще нужен автобус, если где-то можно и пешком дойти? Там многое можно оптимизировать.
Однако я за пакетное обслуживание, оно упрощает и развязывает руки. Я бы ввёл пакеты услуг на законодательном уровне для регулярных авиарейсов. К примеру, обслуживание разворотного рейса на А-320 должно обходиться в 100 тысяч рублей. Сюда входит взлёт-посадка, обеспечение авиационной безопасности, вылет-встреча, обеспечение заправки, буксировка, санузлы, вода, высадка-посадка и доставка пассажиров. Аэровокзал сверху по головам, остальные услуги сверху. И публиковать стоимость пакетов на сайте ФАВТ, как раньше публиковали ставки на керосин.
Для ФАС простора здесь больше, чем в случае с перевозчиками. Когда-то прибыльных аэропортов было штук пять на всю страну. Сейчас прибыль умудряются получать даже там, где её никогда не было. А стоимость перевозки растёт как на дрожжах. И только субсидии позволяют немного сохранять видимость стабильности. Ну и Московские аэропорты, которые самые дешевые из-за конкуренции. А там и пакет наземного обслуживания (без инфраструктуры) может быть менее 50 тысяч за рейс. Кое-какие контракты лично держал в руках.
А, кстати, ещё я за введение SLA по всем аэропортам. При возникновении нарушений качества предоставляемых услуг аэропорт должен делать существенную скидку на услуги. Выдали багаж позже сорока минут после прибытия — скидываем десятку с рейса, пассажиров начали высаживать после четвертой минуты — аналогично, задержка рейса более трех минут — 50% скидка на рейс, более 15 минут — бесплатно обслуживали. Отклонились от выполнения требований РОНО перевозчика (даже если там прописали 12 колодок) — по десять тысяч вычета за каждое выявленное нарушение. Бесхозная стремянка под бортом — двадцать тысяч.
Вопрос здесь потому что не только в стоимости рейса, но и в качестве предоставляемых услуг, которые напрямую влияют на безопасность полётов. В аэропортах страны руководство подъездом и отъездом в зоне обслуживания вообще не производится, либо делается формально, а потом мы имеем постоянные повреждения самолётов в аэропортах. А если бы местные работники знали, что за ними следят члены экипажей и инспекция перевозчика, то всё было бы намного лучше. Это перевозчики должны раком ставить аэропорты, они же клиенты, а не наоборот. Тогда будет лучше как с безопасностью полётов, так и с пунктуальностью.
Насчёт SLA — в Шереметьево именно так оно и работает с обслуживанием большинства перевозчиков. А всё пошло с Аэрофлота. И с его масштабами, выяснилось, что это возможно. Поэтому, давайте, Аэропорты Регионов и Новапорт, отрабатывайте каждый перечисленный вам рубль. Пассажиры, заплатившие за билет весьма немалые средства не должны ждать, пока вы долбанете самолёт резиновым буфером трапа. В течении трех минут после прибытия, должна быть произведена установка конусов и колодок, а также осмотр места постановки трапа, трап должен быть подогнан без касания и зазора, а пассажиры на четвертой минуте должны бодро выходить. И не нужно разводить руками. Качественно работать не сложнее, чем выделить 43 миллиарда и попытаться их отбить за пару лет.
Обратная связь - связаться с
автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за
кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный
формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер
карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое
ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZmNqz5QVnmqqhkN7
3. Автором данной публикации является владелец данного канала.
Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и
перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую
информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором
опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и
найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/
|
</> |