Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции.
architectstyle — 28.11.2022 Оригинал взят у lidushka_39 в Питер, Гороховая ул., д. 33.Дом номер 33 на Гороховой улице - один из самых старых каменных домов Петербурга, построен в середине 1750-х годов, спустя всего полвека после основания Северной столицы. При нынешней весьма невзрачной наружности, за свою долгую историю он неоднократно перестраивался, в результате чего, грубо и безвкусно перелицованный, бесследно утратил свой первоначальный трогательный барочный облик.
Созерцая его унылый, выходящий на вечно затенённую сторону улицы, фасад, неподготовленному наблюдателю крайне сложно представить, как выглядел сей трёхэтажный, ничем не примечательный нынче дом 260 лет назад - в середине 18-го века, когда граница Петербурга проходила по реке Фонтанке, канал Грибоедова сначала именовался Глухой речкой, а затем Екатерининским каналом, знаменитых мостов и гранитных набережных не было и в помине, а на месте легендарных депрессивных петербургских дворов-колодцев были всамделишные огороды с капустой и морковкой на грядках.
В первые полвека своего существования Гороховая улица носила гордое название Средняя першпектива и была (и остаётся поныне) центральным из трёх основных ”лучей”, расходящихся от Адмиралтейского луга (нынче – Александровский сад перед Адмиралтейством. Два других “луча” - Большая и Вознесенская першпективы, нынешние Невский и Вознесенский проспекты). После череды катастрофических по своим масштабам пожаров, с 1737 года деревянная доселе жилая застройка Средней першпективы сменилась каменной – первый кирпичный дом на Гороховой появился в 1738 году.
Поначалу одно- и двухэтажный, город постепенно разрастался вширь и ввысь, застраивался, надстраивался и перестраивался – в силу чего многие здания исторического центра нынче представляют собой любопытнейший ”бутерброд” из наслоений нескольких архитектурных периодов – при желании можно заметить их многочисленные признаки. Зачастую, эти тонкости интересны лишь посвящённым, а среднестатистический горожанин и гость Петербурга, спешащий по своим делам и уткнувшийся в смартфон, не обратит ни малейшего внимания на дом вроде нашего номера 33 по Гороховой – это ведь вам не Зимний дворец или Спас-на Крови, тут и смотреть-то не на что.
Действительно, в нынешнем виде, дом – один из тех, на котором глазу не за что зацепиться. Однообразные стеклопакеты в окнах, лишённых хотя бы какого-то подобия наличников, и гладкие простенки не вызывают никаких чувств, кроме тоски. Отсутствуют как балконы, так и какие-либо типы металлоконструкций. Помещения в три окна на втором и третьем этажах над воротами – поздняя надстройка:
Первый этаж беспощадно изуродован витринами и серым пятном железной двери парадной:
Ко всему прочему, явно растёсаны окна и нарушена целостность несущей стены - под вывеской Trushop пробит дополнительный дверной проём (когда именно – не в курсе).
Зелёная керамическая плитка – неизвестного происхождения, возможно, выполняет функцию маскировки последствий многочисленных переделок этой части фасада. При взгляде на первый этаж складывается ощущение, что первоначально тут в принципе были только окна (меньших, по сравнению с нынешними, размеров), а для дверных проёмов место не предусматривалось вовсе. И вот с этого момента таки начнём присматриваться к дому внимательнее – ибо самое интересное прячется в деталях.
Во-первых, у дома явно есть ось симметрии - скромный ризалит в три окна, выступающий буквально на длину кирпича. Посчитаем окна справа и слева от ризалита – по четыре с каждой стороны (пристройку в три окна над воротами игнорируем), итого 4+3+4=11, нечётное число, очень характерное для барокко. Во-вторых, если со стороны улицы отсутствовала входная дверь, то каким образом жильцы попадали вовнутрь? Получается, что вход был со двора, а следовательно, справа и/или слева от дома подразумевалось пустое пространство, где располагались забор и ворота.
Единственным украшением фасадов служат симпатичные лепные панно двух видов в тимпанах над окнами второго этажа, едва различимые в силу плохой освещённости (фасад обращён на северо-восток).
Подобные панно - одна из характерных особенностей безордерного классицизма, период 1820-30-х гг. То есть, второй этаж был подкорректирован в первой трети 19 века – рискну предположить, что именно тогда появилась нынешняя арка во двор, над которой надстроили удлинившийся на три окна второй этаж. Но каким же был дом ДО внесения всех изменений? И как насчёт третьего этажа, когда именно он появился?
До середины 1760-х гг Петербург – это, конечно, любезное сердцу отечественное барокко во всех его проявлениях – от скромных одноэтажных домов до роскошных дворцов, как деревянных, так и каменных. Лишь крошечная часть того архитектурного великолепия дошла до наших дней в своём первозданном виде - подавляющее большинство перестроено позднее, утратив былую прелесть. Барочный прекрасный Петербург подробнейшим образом запечатлен на бесценных чертежах “Аксонометрического плана 1765-1773 гг”, выполненных П. де Сент-Илером и А. Горихвостовым со товарищи. На одном из этих чертежей присутствует наш дом № 33 по Гороховому проспекту (да, именно так он и подписан – “Гороховый проспект”) – он на следующем рисунке:
И сказать, что его первоначальный внешний вид кардинально отличается от современного – это вообще ничего не сказать. Небо и земля, две абсолютные разницы, тотальный архитектурный апгрейд. Двухэтажный, все проёмы с фигурными наличниками, на первом этаже окна меньших размеров (в полтора квадрата), угловые пилястры, вход действительно со двора. В самом деле, несчастным окнам очень не повезло – все они были одинаковой ширины, но посмотрите, как это выглядит сейчас, насколько велика разница в нынешних размерах на первом и втором этажах.
Гороховая улица с самого своего появления была местом проживания торговых людей, рядом находится Сенной рынок, здесь располагались как богатые особняки, так и лавки со складами – т.е., как и нынче, очень оживлённый район, быстро застраивался, пользовался высоким спросом, дома могли часто менять владельцев, а каждый последующий хозяин стремился
Дома на противоположной, чётной стороне улицы сохранились, но почти все перестроены до неузнаваемости, и каждый служит живым примером старинного Петербурга, который мы потеряли. Чертежи зданий на упомянутом плане выполнены в ракурсе с юга на север (т.е. со двора дома в нашем случае), поэтому северо-восточного фасада дома №33 в оригинале 1750-х годов мы так и не увидим. На чертеже видно, что ризалит со стороны улицы завершался фронтоном - вот здесь, над окнами второго этажа, бесследно утраченный при надстройке третьим этажом:
Побродив по чертежам, нашла по соседству приблизительный аналог, та же Гороховая, с противоположной стороны Екатерининского канала, тот же строительный период, сходное завершение ризалита, чтобы составить общее представление:
На следующем фото мысленно удаляем третий этаж, вместо него возводим фронтон, счищаем зелёный кафель и возвращаем размеры окнам на первом этаже:
Выяснить, остались ли какие-то следы барокко во дворе дома, мне не удалось – спасибо электронным кодовым замкам на воротах. Изначальные ворота в три пролёта, крупным планом, было:
Стало, современный вид:
Ю. Н. Адельсон – одна из последних владелиц дома, о чём упоминается в “Адресной книге Петербурга за 1914 г.”:
Рискну предположить, что в 1820-30-х гг ворота переделали и надстроили вторым этажом вскоре после того, как рядом появился соседний дом (№35) – предпочтя безжалостно сбитым в то же время архаичным барочным наличникам модную лепнину над окнами второго этажа.
Какое-то время дом простоял двухэтажным. А позднее, возможно, в 1870-х-1880-х гг, когда в Петербург валом повалили на заработки бывшие крепостные крестьяне, и недвижимость, сдаваемая в аренду, начала приносить хороший доход, дом надстроили третьим этажом – по принципу “жилплощади много не бывает”.
На планах города 18 века видно, что ко многим частным домам прилегают земельные участки, порой весьма обширные, т.е. нет той невероятной скученности построек, которая свойственна нынешней исторической части Петербурга. У нашего дома №33 был внушительный участок, с флигелем, хозпостройками, баней, конюшней, амбарами и даже огородами:
Судя по всему, хозяева были людьми состоятельными и на стройматериалах не экономили, иначе дом бы не дожил до наших дней. И первый этаж, даже с искалеченными окнами, всё выдержал – толщина стен по меньшей мере 0,8 метра, если оценивать по глубине витрин.
По состоянию цоколя, кое-где отсутствующего, можно предположить, что когда-то центральное окно (и не только его) превращали в дверь, а затем переиграли обратно – следов метаний на старинном доме за 260 лет осталось много. Обратите внимание на цвет и размеры плитки справа и слева от центрального окна - её выкладывали в разное время.
Не исключено, что в этом слабом месте здание таки дало усадку и пошло трещинами - в ходе ремонтных работ простенок укрепляли, разобрав фасадную плитку. Трещины в штукатурке возле центрального окна второго этажа подтверждают эту версию.
Задуматься над историей этого дома меня сподвиг Фёдор Михайлович Достоевский, поселивший в старинном петербургском особняке на Гороховой одного из персонажей своего мега-романа ”Идиот” – Парфёна Рогожина, сына псковского купца-миллионщика.
В тексте неоднократно даются описания дома, на основании которых можно мысленно представить его внешний вид и внутреннюю планировку. В комментариях к роману (ни одно собрание сочинений классиков русской литературы в Советской России не издавалось без обстоятельных, научно обоснованных комментариев), в качестве наиболее подходящих под описание зданий на Гороховой, указаны два дома – номер 33-й (о нём мы говорим сегодня) и номер 41-й. При ближайшем внимательном рассмотрении, однако, выяснилось, что ни одно из них не соответствует в точности тексту (и тема сия более чем заслуживает отдельного исследования).
В романе Рогожин упоминает о времени постройки – дом строил его дед – то бишь, никак не ранее 1780-х годов. Сей факт стал отправной точкой в моём расследовании, на начальном этапе которого были изучены представленные выше чертежи Сент-Илера (Петербург 1765-1773 гг). Итогом изысканий стало некое подобие вышеизложенной исторической реконструкции – по завершении которой можно сделать вывод, что если захотеть и попытаться докопаться до сути, то на первый взгляд самый простой и неприметный дом таит в себе множество исторических открытий, неожиданных сюрпризов и внезапных превращений.