Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции.

топ 100 блогов architectstyle28.11.2022 Оригинал взят у lidushka_39 в Питер, Гороховая ул., д. 33.
Дом номер 33 на Гороховой улице - один из самых старых каменных домов Петербурга, построен в середине 1750-х годов, спустя всего полвека после основания Северной столицы. При нынешней весьма невзрачной наружности, за свою долгую историю он неоднократно перестраивался, в результате чего, грубо и безвкусно перелицованный, бесследно утратил свой первоначальный трогательный барочный облик.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9837-1.jpg
Созерцая его унылый, выходящий на вечно затенённую сторону улицы, фасад, неподготовленному наблюдателю крайне сложно представить, как выглядел сей трёхэтажный, ничем не примечательный нынче дом 260 лет назад - в середине 18-го века, когда граница Петербурга проходила по реке Фонтанке, канал Грибоедова сначала именовался Глухой речкой, а затем Екатерининским каналом, знаменитых мостов и гранитных набережных не было и в помине, а на месте легендарных депрессивных петербургских дворов-колодцев были всамделишные огороды с капустой и морковкой на грядках.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9829-1.jpg
В первые полвека своего существования Гороховая улица носила гордое название Средняя першпектива и была (и остаётся поныне) центральным из трёх основных ”лучей”, расходящихся от Адмиралтейского луга (нынче – Александровский сад перед Адмиралтейством. Два других “луча” - Большая и Вознесенская першпективы, нынешние Невский и Вознесенский проспекты). После череды катастрофических по своим масштабам пожаров, с 1737 года деревянная доселе жилая застройка Средней першпективы сменилась каменной – первый кирпичный дом на Гороховой появился в 1738 году.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9823-1.jpg
Поначалу одно- и двухэтажный, город постепенно разрастался вширь и ввысь, застраивался, надстраивался и перестраивался – в силу чего многие здания исторического центра нынче представляют собой любопытнейший ”бутерброд” из наслоений нескольких архитектурных периодов – при желании можно заметить их многочисленные признаки. Зачастую, эти тонкости интересны лишь посвящённым, а среднестатистический горожанин и гость Петербурга, спешащий по своим делам и уткнувшийся в смартфон, не обратит ни малейшего внимания на дом вроде нашего номера 33 по Гороховой – это ведь вам не Зимний дворец или Спас-на Крови, тут и смотреть-то не на что.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9841-1.jpg
Действительно, в нынешнем виде, дом – один из тех, на котором глазу не за что зацепиться. Однообразные стеклопакеты в окнах, лишённых хотя бы какого-то подобия наличников, и гладкие простенки не вызывают никаких чувств, кроме тоски. Отсутствуют как балконы, так и какие-либо типы металлоконструкций. Помещения в три окна на втором и третьем этажах над воротами –  поздняя надстройка:
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9832-1.jpg
Первый этаж беспощадно изуродован витринами и серым пятном железной двери парадной:
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9847-1.jpg
Ко всему прочему, явно растёсаны окна и нарушена целостность несущей стены - под вывеской Trushop пробит дополнительный дверной проём (когда именно – не в курсе).
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9830-1.jpg
Зелёная керамическая плитка – неизвестного происхождения, возможно, выполняет функцию маскировки последствий многочисленных переделок этой части фасада. При взгляде на первый этаж складывается ощущение, что первоначально тут в принципе были только окна (меньших, по сравнению с нынешними, размеров), а для дверных проёмов место не предусматривалось вовсе. И вот с этого момента таки начнём присматриваться к дому внимательнее – ибо самое интересное прячется в деталях.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9848-1.jpg
Во-первых, у дома явно есть ось симметрии - скромный ризалит в три окна, выступающий буквально на длину кирпича. Посчитаем окна справа и слева от ризалита – по четыре с каждой стороны (пристройку в три окна над воротами игнорируем), итого 4+3+4=11, нечётное число, очень характерное для барокко. Во-вторых, если со стороны улицы отсутствовала входная дверь, то каким образом жильцы попадали вовнутрь? Получается, что вход был со двора, а следовательно, справа и/или слева от дома подразумевалось пустое пространство, где располагались забор и ворота.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9843-1.jpg
Единственным украшением фасадов служат симпатичные лепные панно двух видов в тимпанах над окнами второго этажа, едва различимые в силу плохой освещённости (фасад обращён на северо-восток).
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9845-1.jpg
Подобные панно - одна из характерных особенностей безордерного классицизма, период 1820-30-х гг. То есть, второй этаж был подкорректирован в первой трети 19 века – рискну предположить, что именно тогда появилась нынешняя арка во двор, над которой надстроили удлинившийся на три окна второй этаж. Но каким же был дом ДО внесения всех изменений? И как насчёт третьего этажа, когда именно он появился?
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9825-1.jpg
До середины 1760-х гг Петербург – это, конечно, любезное сердцу отечественное барокко во всех его проявлениях – от скромных одноэтажных домов до роскошных дворцов, как деревянных, так и каменных. Лишь крошечная часть того архитектурного великолепия  дошла до наших дней в своём первозданном виде - подавляющее большинство перестроено позднее, утратив былую прелесть. Барочный прекрасный Петербург подробнейшим образом запечатлен на бесценных чертежах “Аксонометрического плана 1765-1773 гг”, выполненных П. де Сент-Илером и А. Горихвостовым со товарищи. На одном из этих чертежей присутствует наш дом № 33 по Гороховому проспекту (да, именно так он и подписан – “Гороховый проспект”) – он на следующем рисунке:
Сент-Илер 1765-4-1.jpeg
И сказать, что его первоначальный внешний вид кардинально отличается от современного – это вообще ничего не сказать. Небо и земля, две абсолютные разницы, тотальный архитектурный апгрейд. Двухэтажный, все проёмы с фигурными наличниками, на первом этаже окна меньших размеров (в полтора квадрата), угловые пилястры, вход действительно со двора. В самом деле, несчастным окнам очень не повезло – все они были одинаковой ширины, но посмотрите, как это выглядит сейчас, насколько велика разница в нынешних размерах на первом и втором этажах.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9828-1.jpg
Гороховая улица с самого своего появления была местом проживания торговых людей, рядом находится Сенной рынок, здесь располагались как богатые особняки, так и лавки со складами – т.е., как и нынче, очень оживлённый район, быстро застраивался, пользовался высоким спросом, дома могли часто менять владельцев, а каждый последующий хозяин стремился сделать как лучше внести свои коррективы. Как именно в 1760-х гг выглядел перекрёсток Гороховой и Екатерининского канала – смотрим на следующем рисунке (наш дом №33 обведён красным овалом).
Сент-Илер 1765-соседние дома.jpeg
Дома на противоположной, чётной стороне улицы сохранились, но почти все перестроены до неузнаваемости, и каждый служит живым примером старинного Петербурга, который мы потеряли. Чертежи зданий на упомянутом плане выполнены в ракурсе с юга на север (т.е. со двора дома в нашем случае), поэтому северо-восточного фасада дома №33 в оригинале 1750-х годов мы так и не увидим. На чертеже видно, что ризалит со стороны улицы завершался фронтоном - вот здесь, над окнами второго этажа, бесследно утраченный при надстройке третьим этажом:
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9869-1.jpg
Побродив по чертежам, нашла по соседству приблизительный аналог, та же Гороховая, с противоположной стороны Екатерининского канала, тот же строительный период, сходное завершение ризалита, чтобы составить общее представление:
Сент-Илер 1765-2 фасад.jpeg
На следующем фото мысленно удаляем третий этаж, вместо него возводим фронтон, счищаем зелёный кафель и возвращаем размеры окнам на первом этаже:
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9848-1.jpg
Выяснить, остались ли какие-то следы барокко во дворе дома, мне не удалось – спасибо электронным кодовым замкам на воротах. Изначальные ворота в три пролёта, крупным планом, было:
Сент-Илер 1765-ворота.jpeg
Стало, современный вид:
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9833-1.jpg
Ю. Н. Адельсон – одна из последних владелиц дома, о чём упоминается в “Адресной книге Петербурга за 1914 г.”:
Адресная книга 1914.jpg
Рискну предположить, что в 1820-30-х гг ворота переделали и надстроили вторым этажом вскоре после того, как рядом появился соседний дом (№35) – предпочтя безжалостно сбитым в то же время архаичным барочным наличникам модную лепнину над окнами второго этажа.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9842-1.jpg
Какое-то время дом простоял двухэтажным. А позднее, возможно, в 1870-х-1880-х гг, когда в Петербург валом повалили на заработки бывшие крепостные крестьяне, и недвижимость, сдаваемая в аренду, начала приносить хороший доход, дом надстроили третьим этажом – по принципу “жилплощади много не бывает”.
Сент-Илер 1765-двор.jpeg
На планах города 18 века видно, что ко многим частным домам прилегают земельные участки, порой весьма обширные, т.е. нет той невероятной скученности построек, которая свойственна нынешней исторической части Петербурга. У нашего дома №33 был внушительный участок, с флигелем, хозпостройками, баней, конюшней, амбарами и даже огородами:
Сент-Илер 1765 огород и хозпостройки.jpeg
Судя по всему, хозяева были людьми состоятельными и на стройматериалах не экономили, иначе дом бы не дожил до наших дней. И первый этаж, даже с искалеченными окнами, всё выдержал – толщина стен по меньшей мере 0,8 метра, если оценивать по глубине витрин.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9874-1.jpg
По состоянию цоколя, кое-где отсутствующего, можно предположить, что когда-то центральное окно (и не только его) превращали в дверь, а затем переиграли обратно – следов метаний на старинном доме за 260 лет осталось много. Обратите внимание на цвет и размеры плитки справа и слева от центрального окна - её выкладывали в разное время.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9871-1.jpg
Не исключено, что в этом слабом месте здание таки дало усадку и пошло трещинами - в ходе ремонтных работ простенок укрепляли, разобрав фасадную плитку. Трещины в штукатурке возле центрального окна второго этажа подтверждают эту версию.
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9849-1.jpg
Задуматься над историей этого дома меня сподвиг Фёдор Михайлович Достоевский, поселивший в старинном петербургском особняке на Гороховой одного из  персонажей своего мега-романа ”Идиот” – Парфёна Рогожина, сына псковского купца-миллионщика.
Сент-Илер 1765 дворовой фасад.jpeg
В тексте неоднократно даются описания дома, на основании которых можно мысленно представить его внешний вид и внутреннюю планировку. В комментариях к роману (ни одно собрание сочинений классиков русской литературы в Советской России не издавалось без обстоятельных, научно обоснованных комментариев), в качестве наиболее подходящих под описание зданий на Гороховой, указаны два дома – номер 33-й (о нём мы говорим сегодня) и номер 41-й. При ближайшем внимательном рассмотрении, однако, выяснилось, что ни одно из них не соответствует в точности тексту (и тема сия более чем заслуживает отдельного исследования).
Петербург, Гороховая ул., д. 33. 1750-е гг. Попытка исторической реконструкции. DSCN9834-1.jpg
В романе Рогожин упоминает о времени постройки – дом строил его дед – то бишь, никак не ранее 1780-х годов. Сей факт стал отправной точкой в моём расследовании, на начальном этапе которого были изучены представленные выше чертежи Сент-Илера (Петербург 1765-1773 гг). Итогом изысканий стало некое подобие вышеизложенной исторической реконструкции – по завершении которой можно сделать вывод, что если захотеть и попытаться докопаться до сути, то на первый взгляд самый простой и неприметный дом таит в себе множество исторических открытий, неожиданных сюрпризов и внезапных превращений.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Внезапный наплыв зафренда. Предполагаю, благодаря Максиму Малявину, за что ему мерси, разумеется. Отношения с психиатрами у меня всегда складывались хорошо. В связи с этим (а также с субботним вечером) решила написать старый добрый глупый пост ...
Девочки на работе слушают музыку весь день, всякие песни про любоФь. А в что самое важное, при принудительном прослушивании современных певцов ртом? Правильно! Самое главное, никогда, ни при каких обстоятельствах не вслушиваться в слова . Иначе можно запросто вывих мозга получить. А во ...
"Уругвайская разведка" как-то резко начала делать вбросы против Собянина (и не только), очевидно лживые, но эмоциональные. Например, раз: У вас оператор аккаунта поменялся? Реально чушь какую-то пороть начали. — Asderon (@Asderon75) March 30, 2020 Два. https://t.co/gDG6EvNgTR + ...
"Надежда умирает последней." Для матери она не умирает никогда. Вчера на вокзале к нам подошла женщина. В руках у неё - толстая папка. В ней - пачки бумаг и тетрадь. Тёмно - бордовая, старая, кто ещё помнит СССР - такие продавали за 48 копеек, как мне ...
Обожаю широкомасштабные мероприятия, но, к моему великому сожалению, в Астрахани, такие мероприятия проводятся очень редко. Из-за чего приходится лишь облизываться, глядя на то, как блоггеры из Питера и Москвы постоянно шастают по ...