Старая Ладога
architectstyle — 25.11.2022 Теги: УспенскийЛето 19-ого года было не краше наступившей следом зимы. Местами даже температура совпадала зимняя и летняя. Ярких солнечных дней, которых так ждёшь более полугода, лето тоже не принесло. Но были два момента прошлым летом: об одном напишу теперь.
В Москве весь июль лил дождь и было достаточно промозгло. Сорвав несколько поездок, не надеясь уже на красивый свет, поехали всё-таки в конце июля в Санкт-Петербург. И о чудо! Четыре дня нам обещали солнце, ну , или по крайней мере переменную облачность. Поездка получилась насыщенной и интересной для нас. За четыре дня мы объездили те места, где ещё не бывали.
В первый же день отправились в Старую Ладогу. Временами накрапывал дождь, временами прорывалось солнце. Ключевое слово - солнце, мы так давно его не видели.
Современное село Старая Ладога расположено в 120 километрах от Санкт-Петербурга.
В 753 году никакого ещё «основания» города Ладога не было. Просто где-то в середине VIII века в устье Волхова зашло два или три корабля, что коренным образом изменило не только жизнь этого лесного уголка, приюта рыбаков, но, чудесным образом, получило отражение в позднейшей русской истории.
Это были не случайные заблудившиеся корабли. За несколько десятилетий до этого некоторые обитатели фьордов Балтийского моря начали покидать отчие дома и отправляться вдаль, в поисках новых мест для проживания. Их поселения появились на Аландских островах и на южном побережье Финляндии.
Через несколько десятилетий окрепших и возмужавших скандинавов увидит Европа. Начнётся эпоха викингов, всколыхнувшая спокойную жизнь жителей Англии, Франции, Испании, Сицилии. В европейских монастырях будут молиться: «И от жестокости норманнов избавь нас, Господи!». В 750-е годы ничто, казалось, не предвещало таких изменений. Только два-три дома встали там, где Волхов делает изгиб и с правой стороны в него впадает речка, ныне именуемая Ладожкой. Так возникло то, что позже стало именоваться первой столицей Руси.
Резкий рост ладожского поселения произошел в середине IX века. Там, где в середине VIII века стояли два-три домика, близ которых затем появились кузница и стеклодельная мастерская, возводится несколько десятков усадеб. Некоторые учёные смело связывают это обстоятельство с летописной легендой о призвании варягов.
В Европе этого времени был огромный дефицит серебра. Одновременно существовало знание о том, что далеко на Востоке, в Прикаспии, есть страна, где серебра много. И с начала IX века викинги плывут на восток, в Сёркланд, как они именовали арабские страны. Здесь же, на ладожском поселении, можно было переночевать, перезимовать, и двигаться дальше.
Вскоре в Ладожском поселении появляются люди, чья активность перестает ограничиваться только простым движением в арабские земли, они осваивают реку Волхов, вдоль которой возникают новые посёлки. Самым важным из таких посёлков становится тот, где позднее возникла княжеская резиденция – Городище под Новгородом.
Когда мы подошли к Староладожской крепости, начался дождь. С одной стороны, неприятность, с другой - всех "организованных" туристов, как корова языком слизнула. А их здесь было немерено. Я даже сначала испугалась (расстроилась), что мы на митинг попали, а не в уединённый уголок древней Руси.
Существует упоминание в скандинавских сагах о нахождении в конце IX – Х веков здесь «ладожского ярлства» владения жены Ярослава Мудрого Ирины и её скандинавских родичей. К концу XI века Ладога стала древнерусской. Позднее здесь строится первая на Севере Руси каменная крепость. В начале XII века в Ладоге, по описанию летописцев, поселенцы разговаривают о существовании здесь могилы уже забытого князя Олега, а также описывается, как ладожские дети из грязи выковыривают, уже ставшие археологическими находками, бусы прежних веков и играют ими. Мало какое поселение современной России имеет столь живое подлинное описание первых веков своего существования. А также эти описания дают нам смелость думать, что именно на этом месте была основана первая столица русских земель.
Через Воротную башню попадаем на территорию крепости.
Согласно летописям, в 862 году на месте впадения реки Ладожка в Волхов призванный на княжение Рюрик отстроил деревянную крепость, где разместился вместе со своей дружиной, перед тем, как идти дальше на юг по Волхову и поселиться на Рюриковом городище.
Внутренний двор. Стрелочная башня
Укрепление того времени защищало лишь небольшую часть поселения, поскольку изначально было построено лишь для князя и его дружины. В годы правления Вещего Олега, на рубеже IX—X веков, вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени.
Внутренний двор. Климентовская башня
Стратегическое значение Староладожской крепости в X веке определялось в основном тем, что крепость закрывала водный путь из Балтийского моря вглубь русских земель.
Доподлинно неизвестно, сколько вражеских нападений пришлось отбить защитникам Старой Ладоги. Однако сохранились данные о том, что в 997 году норвежский ярл Эйрик после продолжительной осады захватил Ладожскую крепость и разрушил её.
Крепость вновь отстроили из дерева в самом начале XI века. Южная стена шла по гребню высокого вала, перед которым был вырыт глубокий ров, шедший от реки Ладожки до реки Волхов, что служило дополнительной защитой для укрепления.
Новый этап в истории Ладожской крепости связан с Мстиславом Владимировичем, последним Великим князем Киевской державы, когда Ладога уже была под властью Новгорода. Так по свидетельству летописи в 1116 году Ладожский посадник Павел заложил крепость.
В 1164 году крепость устояла при нападении шведов (на 55 судах).
В 1313 году шведы взяли крепость и сожгли.
В 1338 году шведы безуспешно штурмовали крепость.
В XII веке происходит новый расцвет Ладоги. Один за другим строится шесть каменных храмов, которые расписываются фресковой живописью. Сегодня два сохранившихся храма – церковь святого Георгия здесь и церковь Успения Богородицы в Староладожском Успенском девичьем монастыре – самые привлекательные здания Старой Ладоги.
На фото церковь Святого Георгия (каменная) и церковь Димитрия Солунского (деревянная).
Что касается деревянной, первые упоминания о церкви св. Дмитрия Солунского относятся к 1646 г. В 1731 г. на месте более древней срубили новую, своими формами повторявшую предшественницу. Дошедший до нас храм датируется 1901 годом, при этом здание сохранило свой первоначальный облик. Внешне церковь напоминает крестьянскую избу. Она состоит из гармонично объединённых в одно целое притвора, трапезной и основного объёма на каменном фундаменте. С востока к храму прирублен пятигранный алтарь. Верх церкви увенчан луковичной главкой с крестом, покрытой лемехом. Убранство не сохранилось. Наиболее ценные иконы переданы в Русский музей. С 1970-х годов в помещении церкви развёрнута экспозиция выставки предметов крестьянского быта конца ХIХ - начала ХХ века.
Георгиевская церковь – один из самых известных храмов домонгольского периода.
История церкви Святого Георгия прослеживается с середины XV века.
Опять же, извлекая исторические сведения из летописей, мы узнаём, что в 1445 году сюда прибывает новгородский владыка Евфимий II Вяжицкий, поновивший церковь святого Георгия и организовавший вокруг неё монастырь. По всей вероятности, одновременно были проведены ремонтные работы в Ладожской крепости. Почему после нескольких столетий забвения у новгородских правителей вновь возникает интерес к своей северной крепости, о которой летописи упорно молчали в XIII, XIV веках, большую часть XV века? Видимо, при последних новгородских владыках эпохи независимости начинает формироваться новая идеология. Реставрацию ранних новгородских церквей следует рассматривать как попытку обращением к древности обосновать специфическую идею «новгородскости», местной самоидентичности, отличности Новгорода, как от Московской Руси, так и от Литвы. Попытка эта была обречена на поражение, но именно ей мы обязаны восстановлением Георгиевской церкви в XV веке.
Церковь Святого Георгия, вид с Раскатной башни
ХVII век принёс Ладоге много бед. Особенно сильно пострадал Георгиевский храм в период Смуты. Про него известно, что «немецкие люди главу разломали и кровлю сожгли... И ныне в дождевое время тот храм каплет, и кирпич сверху сыплется, бес поделки быти тому храму немощно, и на поделку того храма по смете надобно десять рублев». Большой ремонт был произведён в Георгиевской церкви в 1683-1684 годах. С одной стороны, эта реставрация существенно улучшила состояние древнего памятника - следующий значительный ремонт потребовался только в 1760-х годах, с другой стороны, первоначальный облик храма в процессе тогдашних работ оказался сильно искажён.
Положение было исправлено во второй половине 1920-х - первой половине 1930-х годов. Силами первоклассных специалистов из Москвы и Ленинграда был проведён огромный комплекс работ по архитектурной реставрации Георгиевской церкви, в результате чего памятник освободился от большинства поздних напластований. Пристальное внимание уделялось укреплению и восстановлению фресок. Война не коснулась своей разрушительной рукой Георгиевского храма. В послевоенное время реставраторы вновь пришли в церковь и привели её в состояние, близкое к первоначальному.
Георгиевская церковь, одно из немногих мест в России, где можно воочию увидеть хорошо сохранившиеся фрески XII в. Вообще, это большое чудо, что фрески дошли до наших дней. От живописного ансамбля в виде отдельных разрозненных изображений и сюжетов уцелело около 1/5 храмовой декорации.
Первое и наиболее крупное разрушение произошло в 1445 г. Причина гибели основной площади фресок - осадка стен из-за непрочности восточной подсыпки. Как вы помните из вышесказанного, в тот год поновлялась церковь.
Стенопись XV в. уничтожили из-за обветшания в 1849 г. при очередном ремонте.
С 1927г началась долгая работа по расчистке и укреплению первоначальной древней стенописи.
Теперь можно говорить, что в замечательной сохранности до нас дошла 32-х фигурная купольная композиция «Вознесение», сцена «Чудо Георгия о змие» в диаконнике, фрагменты сцен «Страшного суда», «Крещения», «Отвержения даров», отдельные персонажи росписи, орнамент откосов окон.
Стенная живопись в церкви Св. Георгия. Образ Св. Николая Чудотворца (С. М. Прокудин-Горский, 1909 год).
Стенная живопись в церкви Св. Георгия. Образ св. Марии мученицы (С. М. Прокудин-Горский, 1909 год).
Стенная живопись в церкви Св. Георгия. Сюжет «Чудо Георгия о Змие» (С. М. Прокудин-Горский, 1909 год).
Выходим из крепости, чтобы осмотреть её стены снаружи.
Теперь мы можем увидеть тот же вид, что в начале экскурса, но уже без дождя.
В конце XV века Ладога становится частью Московского государства. В течение XVI века город активно рос, пережил опричнину и бои Ливонской войны. После этой войны в Ладоге была возведена новая крепость с толстыми стенами и пятью башнями. Вскоре с южной стороны к ней были пристроены укрепления «Земляного города», перекрывшие ядро древнейшей застройки Ладоги.
Стрелочная и Воротная башни у места впадения реки Ладожки в Волхов
Сложное фортификационное сооружение, возникшее в «московскую эпоху» на месте одной из первых древнерусских каменных крепостей, представляет собой творческую реализацию отечественной и европейской инженерной мысли в тот исторический момент, когда Россия впервые открыто обратила лицо к Западу – в конце XVI столетия. Именно тогда первые русские студенты по приказу Бориса Годунова были посланы в Европу. Тогда же в древней русской столице строятся два «города» – каменный, с пятью башнями и земляной, с тремя бастионами.
В годы Смуты, когда Ладога была занята войсками шведского короля, в крепости производятся дополнительные фортификационные работы. Позже, в течение всего XVII века, московское правительство не уделяло серьёзное внимание укреплениям на Севере государства, несмотря на то, что в 1656–1658 годах русско-шведская война бушевала вблизи стен ладожской крепости.
Только в начале Северной войны, когда новая опасность со стороны Северного соседа стала очевидной, бастионы Земляного города в Ладоге были спешно реконструированы. И почти сразу же начался поход 14 петровских полков на Запад, к Нотебургу-Орешку и Ниеншанцу, закончившийся, как известно, отвоеванием Невы и основанием Санкт-Петербурга.
Со стен крепости нам хорошо был виден Никольский мужской монастырь.
Давайте посмотрим на него поближе.
По преданию, создание Никольского монастыря связанно с именем св. благоверного князя Александра Невского и его победой над шведами в Невской битве 1240 года.
Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1500 г. Сам монастырь возник вокруг церкви Св. Николая Чудотворца, постройку которой многие исследователи относят к концу XII - началу XIII вв.
В переписной книге 1628 г. о Никольском соборе говорится, что он «стоит, рассыпавшись от немецких людей» - последний набег шведов на Ладогу.
В середине XVII века Никольский собор восстанавливается. После этой реконструкции от первоначального сооружения местами сохранились только нижние части стен и столбов.
В 1910-1913 гг. по проекту архитектора А.П. Аплаксина Никольский собор сделан теплым.
На фото внизу Никольский собор находится справа (купол без креста), рядом белёная колокольня, слева - церковь Иоанна Златоуста.
С западной стороны Никольского собора в 1692 г. тихвинские мастера построили каменную восьмигранную с шатровым деревянным верхом колокольню.
В первой половине ХVIII в. на колокольне были железные часы с боем, которые предписанием 6 июля 1754 г. были вытребованы в Александро-Невскую лавру.
Сильно выделяется среди построек монастыря Храм во имя святителя Иоанна. Он строилась по проекту академика архитектуры Алексея Михайловича Горностаева в 1861-1872 гг. Храм отличается смешением стилей: здесь сочетаются черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), готики (вытянутые стрельчатые окна, окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными бочковидными колоннами).
Вид на реку Волхов от Никольского мужского монастыря
Несмотря на то, что в Никольском монастыре проводились неоднократные ремонты, к 1771 г. он был в очень плохом состоянии: «Никольская церковь вся растрескалась и частично даже обвалилась, в Златоустовской упала часть сводов, и стены дали трещины, братские кельи сгнили и развалились...». Приняли решение об упразднении Никольского монастыря в 1771 г.
Заброшенный монастырь продолжал разрушаться. Через четверть века, в 1794 г., местные жители вместе с новоладожскими купцами получили разрешение на восстановление Никольского монастыря. После чего они просили в этот монастырь определить монашествующих из Зеленецкого монастыря. А в 1811 г. к Староладожскому Никольскому монастырю был приписан Ивановский монастырь с тем, чтобы братия Никольского монастыря совершала в Иоанно-Предтеченской церкви богослужение. Чуть позже покажу храм Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Храм находится далеко отсюда, близь курганов. На представленой выше фотографии он белеет вдали над рекой.
Но вернёмся пока к Никольскому монастырю. Наибольшего расцвета монастырь достиг при архимандрите Аполлосе, деятельность которого начинается в 1846 г. В это время были построены хозяйственные постройки, деревянные жилые службы, сараи, хлева и конюшни на каменных столбах. А также возведен трехэтажный каменный корпус с верхним этажом для Епархиального начальства, кельи для гостей, приезжающих в монастырь, а также с кельями «для жительства братии» на втором этаже - весь этаж занимался братией и хлебопекарней, просфорной и кладовыми помещениями в его цокольной части. Кроме того, архимандритом за монастырем были открыты «плитные ломки и кирпичный завод, для обжига кирпича и плиты на известь».
В годы революции монастырь был упразднен, а здания монастыря использовались в жилищно-хозяйственных нуждах. В 1974 гг. Никольский собор был отнесен к памятникам архитектуры федерального значения.
В настоящий момент монастырь действующий. Сейчас братия вместе с настоятелем Никольского мужского монастыря игуменом Варфоломеем восстанавливают древнюю обитель.
А вот и храм Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе
Приближаемся к храму.
Обратила внимание в этом году, как много под Питером иван-чая. Целые поля. В Москве и подмосковье его почти нет, мне он редко попадается. А тут просто усыпано. Радует глаз.
В летописях 1604 г. упоминается, что по повелению Бориса Годунова и на его пожертвования для Иоанно-Предтечевского (Ивановского) монастыря, стоявшего на возвышенности, называвшейся местным населением Малышевой горой, отлиты два колокола. На одном из них была выбита надпись - «Ладоге - оплоту государства моего». Первое же упоминание об этом монастыре встречается в источниках, датированных 1276 годом. Но, к сожалению, постройки того времени до наших дней не дошли.
Нынешняя каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом св. Параскевы Пятницы и колокольней построена в 1695 г. на месте своей деревянной предшественницы.
В ХVI-ХVII веках здесь бурлила жизнь. Малышева гора была местом проведения больших ежегодных ярмарок, начинавшихся в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и продолжавшихся целую неделю. Но уже в первой половине XVIII века Ладога потеряла былое военно-стратегическое и торговое значение, что, в свою очередь, негативным образом отразилось и на монастыре.
В 1764 году Ивановский монастырь, в котором на тот момент времени жило два человека – иеромонах Тихон и монах Иона, был упразднен, а церковь Рождества стала приходской.
Долгие годы (до своего закрытия в 1920-е гг.) Иоанновский собор был главным собором Старой Ладоги. Ещё недавно ему угрожало полное разрушение. Рухнул свод апсиды, стала клониться колокольня. Оказалось, что Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX веке крестьяне села добывали здесь кварцевый песок и продавали его в Санкт-Петербурге для изготовления лампочек. Образовавшиеся пустоты стали угрозой сохранности памятника. Реставраторам пришлось закачать туда немало бетона, что остановило его разрушение.
После реставрации церковь в 1991 году вновь передали прихожанам.
Мы осмотрели Никольский мужской монастырь, что находится к югу от Староладожской крепости, а теперь пришли в Успенский девичий монастырь, который располагается к северу от крепости.
Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год.
Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь.
Староладожский Успенский девичий монастырь. Ограда и башни
Святые ворота со сторожкой и часовней и трапезная (красного кирпича)
Опять шёл дождь
С иконой вкруг монастыря шла послушница
Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор. Этот самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней, фотография 1892 года.
Собор полностью сохранился, однако настенные росписи сохранились плохо. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря.
Архитектурные особенности Успенской церкви роднят её с Георгиевской и другими церквями, построенными в Ладоге в середине ХII века.
К числу оригинальных особенностей храма относятся декоративные кресты под полукружиями закомар на западном фасаде.
В 1762 году к западному фасаду Успенского собора была пристроена колокольня, а к северному - придел. В ходе реставрации (в конце 50-х годов ХХ столетия) эти пристройки разобрали.
Кладка колокольни перед собором.
Домовая церковь Воздвижения Креста Господня
Крестовоздвиженская церковь была устроена в здании монастырской больницы. Строение 1860-1862 гг., архитектор А. Горностаев. В советское время здание было изуродовано. Был уничтожен шатер, завершавший церковь. Внутреннее пространство церкви было разделено на два этажа.
Церковь вновь начала действовать с 2005 года в возрожденном монастыре, причем примерно до 2013 года она была здесь единственным действующим храмом. Церковь располагалась на первом этаже разделенного пространства, никакой старой отделки на стенах не было видно.
Около 2014 года началась реставрация церкви. К 2015 году восстановлен шатер. Реставрация интерьера продолжается.
Особую известность монастырь приобрел в связи с тем, что в начале ХVIII века сюда была отправлена в заточение бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В монастыре тогда разместили военный караул, сюда запрещался вход прихожанам, пострижение новых сестёр приостановилось. После смерти Петра в 1725 году Евдокия Лопухина была переведена в Шлиссельбургскую крепость.
Настоятельский корпус
В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую высадила Евдокия Лопухина.
Елена (Евдокия Лопухина) была не единственной невольницей монастыря. Следом за ней в обители жила Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов.
И конечно нельзя приехать в Старую Ладогу, и не побывать на курганах.
По живописной дороге направляемся к ним.
Речные дали
Вот мы и на месте.
Погребальные насыпи, до наших дней сохранившиеся с юга и севера ладожского поселения, являются памятником дохристианской эпохи. Это – высокие курганы, расположенные на открытых пространствах. Большинство из них было ограблено ещё в древности, некоторые исследованы археологами XIX–XX веков. Сегодня они считаются подлинным свидетельством погребального обряда зарождавшейся Руси. Обряд этот, возникнув в конце IX века, через столетие, с принятием христианства, полностью исчез. Самым известным из ладожских курганов является «Олегова могила». Малосведущие экскурсоводы часто именуют эту насыпь местом захоронения летописного князя. Это основано на двух обстоятельствах: тексте Новгородской первой летописи о существовании в Ладоге XII века предания о захоронении здесь двумя столетиями ранее князя Олега и на «археологической мифологии» середины ХХ века, когда в экспедиции романтиков-шестидесятников было принято называть одну из сопок Ладоги «Олеговой могилой». На самом деле сопки Ладоги – это часть шести или семи десятков таких монументальных сооружений, насыпанных в Х столетии в нижнем Поволховье, от гостинопольских порогов до коренного берега Ладожского озера.
Наука любит точность, а люди далёкие от науки любят красивые легенды. А ещё больше любят, чтобы красивыми легендами обрастал именно их родной край. От того всё вокруг становится значительным.
Из рассказа о смерти Олега, дошедшего до нас в составе Устюжского летописного свода. «Сей же Ольг, княжив лет 33 и умре, от змия уяден, егда иде от Царяграда: перешед море, поиде на конех. Прежде же сих лет призва Олг волхвы своя и рече им: "Скажите ми - что смерть моя?" Они же реша: "Смерть твоя от любимого твоего коня!" ... И повеле (Олег) отроком своим, да изведше его (коня) далече в поле и отсекут главу его, а самого повергут зверям земным и птицам небесным. Егда же идее от Царяграда полем и наеха главу коня своего суху и рече бояром своим: "Воистинну солгаша ми волхвы наша. Да пришед в Киев побию волхвы, яко изъгубиша моего коня". И слез с коня своего, хотя взятии главу коня своего - сухую кость - и лобзати ю, понеже съжалися по коне своем. И абие изыде из главы ис коневы, из сухие кости змий и уязви Олга в ногу по словеси волхвов его ... и оттоле же разболевся и умер. И есть могила его в Ладозе».
|
</> |