Рожденный за решеткой
vikond65 — 15.12.202415 декабря 1941 года впервые поднялся в воздух первый серийный экземпляр самолета под индексом "103ВС", через несколько месяцев переименованного в Ту-2 в честь его разработчика Андрея Туполева. По оценкам большинства историков авиации, с которыми я полностью согласен, этот самолет, созданный в тюремной "шараге", был лучшим советским фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны и одним из лучших в мире на тот момент.
Однако в следующем году на новом омском авиазаводе №166 было выпущено всего 79 экземпляров машины. А затем, в начале октября, был издан явно ошибочный и необоснованный приказ Государственного Комитета обороны о приостановке выпуска Ту-2 и о запуске вместо него в серию на 166-м заводе истребителей Як-9, несмотря на то что технология производства "яков" коренным образом отличалась от технологии выпуска Ту-2, под который, собственно, и был построен завод.
Постройку Ту-2 возобновили только в конце 1943 года на московском авиазаводе №23, где до конца года успели собрать всего 16 машин, а в следующем году — еще 378. Первая бомбардировочная авиадивизия на Ту-2 в составе трех полков была сформирована летом 1944-го и впервые приняла участие в боях в июле, в ходе операции "Багратион".
А тем временем массово выпускался гораздо менее удачный эрзац-бомбардировщик Пе-2, отличавшийся сложным управлением, высокой аварийностью и смехотворно низкой для многоместной двухмоторной машины боевой нагрузкой.
Если Ту-2 без проблем поднимал две тонны бомб, то у Пе-2 максимальная боевая нагрузка составляла всего одну тонну, но из-за сложности пилотирования с такой нагрузкой могли летать только самые опытные пилоты, а подавляющее большинство экипажей брало на борт не более 500-700 кг. Вдобавок, Ту-2 мог носить тяжелые бомбы массой в тонну, а Пе-2 не мог. Дальность полета Пе-2 не превышала 1200 км, а Ту-2 летали на 2000 км. Стрелковое вооружение Ту-2 было гораздо более мощным — две пушки и три крупнокалиберных пулемета против трех пулеметов (из них один крупнокалиберный) на Пе-2.
В общем, Ту-2, как минимум, вдвое превосходил Пе-2 по боевой эффективности, а заодно и по боевой живучести, тем не менее, Пе-2 строился огромными тиражами, а Ту-2 — в ничтожных колчествах. В 1942 году было сделано 2392 "пешки", в 1943 — 2428, а в 1944 — 2944. А Ту-2 за тот же трехлетний период склепали всего 472 штуки, из них более половины — во втором полугодии 1944 года. Найти этому логическое объяснение довольно проблематично, впрочем, как и многим другим действиям сталинского руководства, причем — не только в авиации.
На заставке — летный и наземный экипаж Ту-2 из 334-й краснознаменной бомбардировочной дивизии — единственной авиадивизии, воевавшей летом 1944 года на этих машинах.
Первый экземпляр самолета "103ВС" ("Войсковая серия") во дворе Омского авиазавода весной 1942 г.
Сверху вниз: Ту-2 с дарственной надписью "Москва" построенный в 1944 году на пожертвования москвичей. В 1945 году самолет входил в состав 8-го бомбардировочного авиаполка.
Ту-2 ВВС Тихоокеанского флота — участник советско-японской войны 1945 года.
Ту-2 болгарских ВВС, 1950 год.
Сборка Ту-2 на 166-м Омском авиазаводе, 1942 год.
Компоновочная схема Ту-2 с 1000-килограммовой бомбой в бомболюке.
Ту-2 послевоенной постройки с четырехлопастными винтами.
|
</> |