Оттесса Мошфег, "Мой год отдыха и релакса"

Её имени мы никогда не узнаем.
Она не хочет от жизни ничего. Только выспаться.


Эмили Темпл со свойственным ей остроумием сравнивает новый роман Мошфег с гончаровским "Обломовым", а оставшуюся неназванной героиню — с прекраснодушным лентяем Ильёй Ильичом. «Обломов» – классика, но «My Year of Rest and Relaxation» читать гораздо веселей, завершает она.Я ценю неподражаемую грубость юмора Мошфег, но нет, "Год отдыха и релакса" мне весёлым не показался. Смешным — допустим, весёлым — нет. Пусть у меня профдеформация, но следить, как с помощью недобросовестной специалистки молодая женщина травит себя до потери сознания, изо дня в день, из месяца в месяц — ох, невесело. Кто догадался поставить эту историю в рубрику "лёгкая проза", книгу вряд ли читал.
"Неужели бывают такие психиатры? Неужели бывают такие преподавательницы? Неужели бывают такие подруги?" — теряются в догадках читательницы. Зато никто не сомневается, бывают ли такие люди, как повествовательница. Потому что да, это очень распространённая ситуация: ты такая юная/привлекательная/стройная/зажиточная/умная/образованная/нужное подчеркнуть, неужели у тебя может быть болезнь/переутомление/горе/незадачи в личной жизни/нужное подчеркнуть? Может, получается, может. Ну и что, что молоденькая, беда не по годам ходит, а по людям...
Слово "феминизм" в романе появляется так: наша героиня после смерти родителей пускается в нелепые, неуместные траты и приобретает, в числе прочей дребедени, непрактичные, на высоченной шпильке, туфли за пятьсот долларов. В конце концов шпилька ломается. По иронии судьбы, из-за этого девушка опаздывает на семинар по гендерной теории. Преподавательница, настроенная негативно к "золотой молодёжи", сочла нужным поставить опоздавшую перед аудиторией и устроить из сломанного каблука этакий перформанс, иллюстрацию: рабыня мужских взглядов между образованием и туфлями выбирает туфли. "И сколько вы за них заплатили?"
Героиня Мошфег ответила честно. Она всегда отвечает честно, даже когда врёт.
И ещё диалог между нею и подругой Ривой, удивительным трагифарсовым персонажем, этаким женским вариантом Санчо Пансы при рыцарше печального образа, поклоннице наркотической Дульсинеи.
Ничто так не оскорбляло Риву, как природная красота вроде моей. Когда мы с ней смотрели однажды на видаке «Перед рассветом», она сказала:
– Ты знаешь, что Жюли Дельпи феминистка? Может, поэтому она такая костлявая. Не думаю, что ей дали бы эту роль, будь она американкой. Видишь, какие у неё руки? Здесь никто не потерпит обвислых рук. Ведь это убийственно. Всё равно что целлюлит.
– Неужели ты чувствуешь себя счастливой оттого, что у Жюли Дельпи обвисшая кожа на руках? – спросила я.
– Нет, – ответила она, немного подумав. – Счастьем я бы это не назвала. Скорее это удовлетворение.
На мой субъективный взгляд, "Год отдыха" уступает первому роману Мошфег, "Эйлин", но именно что на субъективный взгляд. Может быть, Эйлин мне банально классово ближе... и всё равно образ "расслабляющейся до полусмерти" девушки проникает в душу. Пленяет. И досадно, что она так и не назвала своего имени.
|
</> |