От дилижансов и шарабанов до современного метро
demkristo — 09.09.2016 Вагон метро -привычная вещь, в котором разве что может функций добавится (кондиционер установят, например) или дизайн поменяют: а так, на первый взгляд, бегают себе все совершенно одинаковые. Но на самом деле вагоны железнодорожные (а вагон метро -это, по сути, и есть сильно переработанный железнодорожный вагон) претерпели весьма кардинальные изменения.По дизайну первые сооружения напоминали гужевые повозки. Конечно, каркасы и ходовая часть изготавливались в соответствии с требованиями рельсовых путей, а вот кузова точно повторяли внешний вид привычного на тот момент транспорта. Например, I и II классы походили на дилижансы: у них была крыша и стены с окнами, а в конструкции не было сквозного прохода, поэтому попасть внутрь можно было только через боковые дверцы, каждая из которых вела в свой отсек.
Третьеклассные повозки выглядели как забытые сегодня шарабаны: имели крышу, но не стены. А на Царскосельской – первой в России – железной дороге был даже IV класс. Он напоминал крестьянскую телегу – платформа, окаймленная бортами. Тут возили стоя, благо расстояния были малыми.
Естественно, все это для метро не подходило никоим образом, хотя за основу для разработки брали как раз их.
В августе 1934 года было закончено изготовление первых двух вагонов, в октябре они пришли в метрополитен. Эти вагоны оказались очень успешными, надежными и отработали на линии 40 лет. За это время они модернизировались, получили электрический тормоз вместо пневматического. А спустя десятилетия были выведены из эксплуатации как морально устаревшие, хотя вагон №1 до сих пор можно увидеть в музее метрополитена.
Впрочем, несмотря на привычность внешнего вида, изменения и доработки прошли колоссальные и, в первую очередь, в плане комфорта и безопасности.
Сегодня прошла презентация подвижного состав московского метрополитена -вагонов «Москва», разработанных российскими инженерами, которые уже совсем скоро (со следующего года) появятся на самой загруженной в столице Таганско-Краснопресненской линии.
Что будет нового в вагонах метро?
Во-первых, они будут более вместительными (примерно на 15% больше пассажиров смогут перевозить, в один состав войдет до 2,6 тыс. человек).
Во-вторых, они станут еще более безопасными, чем их ранее произведенные собратья. В них используется крэш-система (комплекс специальных мер для предотвращения аварий) и систему противонаползания (препятствует «наступлению» вагонов друг на друга). Чтобы хвост не занослило – есть система противоюз.
Ну и обязательный элемент, конечно же, противопожарная система (обнаружения и тушения пожаров с семью зонами контроля), внешнее и внутреннее видеонаблюдение.
В-третьих, это удобство. Тут все, начиная от теплых поручней и заканчивая расширенными проемами – разработано именно для удобства пассажиров. В вагонах появятся интерактивные карты, информация на английском, УФ-лампы для обеззараживания воздуха и новые кондиционеры (бестамбурная конструкция позволяет работать системе кондиционирования лучше, воздух будет равномерно распределяться по составу).
Благодаря колёсам с шумопоглотителями ход вагонов будет более плавным и тихим.
Переход между вагонами будет способствовать более равномерному распределению пассажиров по ходу состава.
Благодаря использованию в конструкции современных материалов (кузов выполнен из нержавейки), «Москву» можно использовать и на открытых линиях.
При модернизации подумали не только о пассажирах, но и о сотрудниках метрополитена. Кабина машиниста так напичкана электроникой, что больше похожа на кабину космического корабля. Вместе с тем стало просторней и комфортней.
Все-таки московское метро на сегодня действительно самый комфортный и удобный вид транспорта в столице. А с новыми вагонами соревноваться с ним становится еще сложнее!