
Внучка племянницы первого мэра


Стоим вчера с туристами, выпивши кофе в Gerlóczy kávéház, перед памятником Карою Камермайеру, первому мэру объединившегося в 1873 году Будапешта. Я опять рассказываю про 1896 год, про праздник Тысячелетия. О том, что Карой Камермайер, четыре раза избиравшийся на пост мэра, по сути, вынес праздник на собственных плечах, что это при нём были построены все главные сооружения города – и те, что на открытках, как Парламент, проспект Андраши с Оперой, Базилика, и те, что остаются за скобками, но для города как бы не важнее, вроде боен или системы водоснабжения и канализации… И трамвайная сеть! И первое на континенте метро!..
Рядом останавливается дама, слушает, спрашивает меня, понимаю ли я венгерский, и сообщает: «Он был дядей моей бабушки / Ő volt a nagymamám nagybátyja».

…Я бы, может, и не показывала бы туристам этот памятник – просто фигура, просто стоит, а внучки племянницы Кароя Камермайера не каждый день дают о себе знать. Но уж больно красноречивы выбитые на постаменте годы жизни.

Карой Камермайер, первый мэр объединённого города, тот, при котором было построено всё перечисленное и не перечисленное в путеводителях по Будапешту, скончался в первом послепраздничном году, в июне 1897-го. Через месяц умер Карой Рат, «генеральный мэр», тот, кто выполнял представительские, столь важные на таких мероприятиях, функции. На следующий день остановилось сердце Мора Балажа, создателя будапештского метро.
Праздник 1896 года, безусловно, удался. А потом – закончился.
Фото из сети.
|
</> |
