Опоздавший на небеса

топ 100 блогов vikond6501.08.2024 Опоздавший на небеса 071106-F-1234S-013.jpg

Ровно 75 лет назад, 1 августа 1949 года, впервые поднялся в воздух прототип американского военно-транспортного, поисково-спасательного и санитарно-эвакуационного самолета Нортроп С-125 "Райдер". При взгляде на эту машину сразу ловишь себя на мысли, что ей надо было появиться не в самом конце 1940-х, а в первой половине 1930-х годов, настолько анахронично для послевоенного периода она выглядела.

"Пузатый" трехмоторный поршневой подкосный высокоплан с неубирающимся шасси смотрится как выходец из прошлого. Однако у фирмы Нортроп, предложившей американским ВВС эту машину, были свои резоны. Развитая механизация крыла, прочное шасси со сдвоенными колесами и возможность применения пороховых ракетных ускорителей взлета позволяли "Райдеру" оперировать с очень малых для столь крупной и тяжелой машины (максимальный взлетный вес — более 19 тонн) взлетно-посадочных полос, причем не только с твердым, но и с грунтовым, травяным или снежным покрытием.

С  ускорителями взлетная дистанция С-125 при полной нагрузке не превышала 150 метров. А нагрузка состояла из 5400 кг различных полезных предметов, включая крупногабаритные, вроде джипов или полевых орудий, либо — 32 десантников с полным вооружением, либо — 14 раненых на носилках с сопровождающим медперсоналом.

Поначалу самолет заинтересовал военное командование США. которое заказало постройку 13 машин в транспортном варианте (С-125А) и 10 — в поисково-спасательном (С-125В), причем — в арктическом исполнении с возможностью установки на лыжи. Первые серийные экземпляры поступили на вооружение в 1950 году, а последние — в 1951-м.

Дальнейших заказов не последовало, поскольку летные данные этих машин, за исключением взлетно-посадочных характеристик, уже не соответствовали требованиям времени. Максимальная скорость пустого самолета не превышала 330 км/ч, рабочий потолок — 3700 м, а дальность — 2900 км, что для начала 1950-х считалось уже явно недостаточным. А с полезной нагрузкой эти показатели были еще ниже.

Поэтому "Райдер" так и остался в количестве всего 23 экземпляров, которые уже в 1955 году были списаны и отправлены на слом, за исключением двух или трех машин, занявших свое место в музеях. Зато наш Ан-2, который появился почти одновременно с "Райдером" и в момент появления выглядел не менее архаично, был "размножен" в количестве более 18 тысяч штук, выпускался до 2002 года и активно летает до сих пор. Но это совсем другая история.

На заставке — один из музейных "Райдеров" в окраске американских ВВС.

Опоздавший на небеса Northrop_YC-125.jpg Та же машина на ВПП при виде спереди.
Опоздавший на небеса Northrop Pioneer.jpg
Технический рисунок "Райдера" с одноколесными основными стойками шасси в трех проекциях.

Опоздавший на небеса northrop-yc-125-raider.jpg
"Райдер" в сборочном цехе.

Опоздавший на небеса northrop-yc-125-air.jpg
Слева — "Райдер" с пороховыми ускорителями JATO круто набирает высоту. После взлета они сбрасывались и опускались на парашютах. Справа — серийная машина в полете над побережьем Калифорнии.

Опоздавший на небеса 0159075.jpg
Опоздавший на небеса Pima_Air_&_Space_Museum_-_Aircraft_4.JPG
Второй музейный экземпляр в окраске поисково-спасательной службы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Только б не было войны» – твердят наши бабули и крестят лоб в надежде на бога. А в прессе многими политологами и военными специалистами практически открыто предупреждается о приближении новой мировой войны, потому что аналогий с ...
Грядут у нас выборы, а за ними традиционно ожидается рост цен на всё и всех. Хотелось бы какие-то запасы сделать.  Я недавно читала здесь в жж, что кто-то даже творог морозит про запас в пачечках, потом вынул, разморозил и сырников нажарил. Запасливые и рачительные хозяйки и хозяева, ...
В Каталонии по-прежнему не спокойно, а значит, мне надо поторопиться и закончит ещё одну не раскрытую тему. Впервые мы приехали в Испанию в 2003 году и она нас поразила. Страна была на подъёме, как и весь ЕС. В курортных городках нарастал строительный бум ввиду увеличивающегося ...
...но я не про это. и не про то как я буду жить в горном домике, уже в приличном возрасте, но сохранившая легкость тела и живость ума. с Иришей и помощницей. я буду вставать не очень рано, пить свой кофе, от этой зависимости я так и не смогу избавиться, садиться в кресло и смотреть н ...
Сгонял сегодня туда обратно Калуга. До Обнинска всё ок, дорогу знаю, а вот после... поливаю в левом ряду, вдруг белая рубашка (кстати сфига сегодня?), жезл, торможу. Ст лейтенант такой-то, вы превысили скорость на 50 км\ч, пойдёмте покажем кено. Экран ...