Опоздавший на небеса
vikond65 — 01.08.2024Ровно 75 лет назад, 1 августа 1949 года, впервые поднялся в воздух прототип американского военно-транспортного, поисково-спасательного и санитарно-эвакуационного самолета Нортроп С-125 "Райдер". При взгляде на эту машину сразу ловишь себя на мысли, что ей надо было появиться не в самом конце 1940-х, а в первой половине 1930-х годов, настолько анахронично для послевоенного периода она выглядела.
"Пузатый" трехмоторный поршневой подкосный высокоплан с неубирающимся шасси смотрится как выходец из прошлого. Однако у фирмы Нортроп, предложившей американским ВВС эту машину, были свои резоны. Развитая механизация крыла, прочное шасси со сдвоенными колесами и возможность применения пороховых ракетных ускорителей взлета позволяли "Райдеру" оперировать с очень малых для столь крупной и тяжелой машины (максимальный взлетный вес — более 19 тонн) взлетно-посадочных полос, причем не только с твердым, но и с грунтовым, травяным или снежным покрытием.
С ускорителями взлетная дистанция С-125 при полной нагрузке не превышала 150 метров. А нагрузка состояла из 5400 кг различных полезных предметов, включая крупногабаритные, вроде джипов или полевых орудий, либо — 32 десантников с полным вооружением, либо — 14 раненых на носилках с сопровождающим медперсоналом.
Поначалу самолет заинтересовал военное командование США. которое заказало постройку 13 машин в транспортном варианте (С-125А) и 10 — в поисково-спасательном (С-125В), причем — в арктическом исполнении с возможностью установки на лыжи. Первые серийные экземпляры поступили на вооружение в 1950 году, а последние — в 1951-м.
Дальнейших заказов не последовало, поскольку летные данные этих машин, за исключением взлетно-посадочных характеристик, уже не соответствовали требованиям времени. Максимальная скорость пустого самолета не превышала 330 км/ч, рабочий потолок — 3700 м, а дальность — 2900 км, что для начала 1950-х считалось уже явно недостаточным. А с полезной нагрузкой эти показатели были еще ниже.
Поэтому "Райдер" так и остался в количестве всего 23 экземпляров, которые уже в 1955 году были списаны и отправлены на слом, за исключением двух или трех машин, занявших свое место в музеях. Зато наш Ан-2, который появился почти одновременно с "Райдером" и в момент появления выглядел не менее архаично, был "размножен" в количестве более 18 тысяч штук, выпускался до 2002 года и активно летает до сих пор. Но это совсем другая история.
На заставке — один из музейных "Райдеров" в окраске американских ВВС.
Та же машина на ВПП при виде спереди.
Технический рисунок "Райдера" с одноколесными основными стойками шасси в трех проекциях.
"Райдер" в сборочном цехе.
Слева — "Райдер" с пороховыми ускорителями JATO круто набирает высоту. После взлета они сбрасывались и опускались на парашютах. Справа — серийная машина в полете над побережьем Калифорнии.
Второй музейный экземпляр в окраске поисково-спасательной службы.
|
</> |