Халхин-Гол: ответный удар
vikond65 — 29.07.202429 июля 1939 года, то есть, ровно 85 лет назад, советские летчики на Халхин-Голе, наконец-то, отомстили японцам за июньскую бомбардировку своих авиабаз. В 7.15, как только рассеялся утренний туман, 20 пушечных и пулеметных "ишаков" из 22-го истребительного авиаполка атаковали передовую площадку 1-го чутая 24-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии (японское название - аэродром Араи).
Карта аэродромной сети в зоне Халхингольского конфликта по состоянию на конец июля 1939 года.
Вообще, 29 июля стало поистине черным днем для истребительной авиации Квантунской армии. Начавшись с разгрома Араи, он завершился крупным воздушным сражением над Халхин-Голом, в котором японцы потеряли еще шесть самолетов и четверых летчиков, в том числе двоих асов. Погиб лейтенант Ноити Судзуки, на счету которого числилось 17 воздушных побед, и сержант Сайдзи Кани, успевший сбить, согласно официальным японским данным, девять советских самолетов. Сержант Фукуда Такэо из 1-го истребительного сентая и командир того же сентая майор Фумио Харада тоже были сбиты и оказались в плену.
Такэо, запутавшегося в парашютных стропах и не успевшего достать пистолет, схватили сразу после приземления. На допросе он верно указал свое имя, фамилию и звание (у нас его перевели как "унтер-офицер"), а также номер своего сентая. Но когда у него спросили фамилию командира полка, Такэо назвал не Хараду, а его предшественника, подполковника Тосио Като, еще 12 июля оставившего свой пост из-за ранения.
В советской военно-исторической литературе победу над Такэо обычно относят на счет помощника командира 22-го ИАП Виктора Рахова. Возможно, так оно и было, поскольку Рахов действительно заявлял 29 июля о победе над японским истребителем.
Летчики 22-го ИАП. Второй справа - Виктор Рахов.
Майор Харада приземлился на парашюте в безлюдном районе у реки Хайластын-Гол, два дня плутал среди холмов, пытаясь выйти к своим, но 31 июля был схвачен монгольскими кавалеристами и передан советским войскам. На допросе он назвался "поручиком" (так наш переводчик записал его звание) Тагути Синдзи, служащим в первом "боевом отряде", которым командовал майор Фумио Харада. Очевидно, свои документы и знаки различия он успел выбросить или уничтожить до пленения.
"Поручик Тагути Синдзи" просидел в плену до 9 августа, когда он вдруг сам вызвался на допрос и к удивлению присутствующих заявил, что именно он и есть тот самый майор Фумио Харада — командир 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии. Затем майор подробно рассказал свою биографию, описал систему подготовки летных кадров в Японии, достоинства и недостатки истребителя Ки-27, организационную структуру японской армейской авиации, а также назвал имена и фамилии знакомых ему офицеров.
Неизвестно, что подвигло его на этот поступок, резко отличающийся от поведения других пленных японских летчиков, да и от его собственного поведения на первом допросе. Как бы там ни было, по окончании беседы он попросил дать ему возможность застрелиться, сказав "мне в Японии жить все равно не дадут". Однако в этой просьбе ему было отказано.
Когда в сентябре, по окончании боевых действий состоялся обмен пленными, Хараду в числе прочих передали японцам. Командование Квантунской армии отнеслось к нему очень гуманно, не став разглашать факт его пленения, а сразу приказав выдать ему пистолет с одним патроном. Истинная судьба майора Харады стала известна в Японии только после окончания Второй мировой войны.
Но, вернемся к событиям 29 июля 1939 года. На наши аэродромы не вернулись из боя четыре истребителя из 70-го ИАП. "Ишак" лейтенанта В.С. Суслова был сбит, а "Чайка" лейтенанта А.А. Орлова разбилась из-за обрыва расчалок бипланной коробки при резком маневре. Орлов погиб, а Суслов, получивший ожоги лица, спустился на парашюте. Столкнулись в воздухе истребители летчиков Сафронова и Сахарова. Сахарову удалось приземлиться, а Сафронова спас парашют.
22-й ИАП потерял два самолета и одного летчика. Пилот И-16 капитан И.А. Павлюк выпрыгнул с парашютом, когда на его самолете перебило рулевые тяги, а пилот И-15бис младший лейтенант М.И. Кралин — погиб.
Советские истребители заявили о шести воздушных победах. Это в точности соответствовало признанным японцами потерям в ходе боевых вылетов, не считая машин, сожженных при штурмовках аэродрома Араи. При этом сами японцы без тени смущения заявили, что они 29 июля уничтожили в воздушном бою 51 советский истребитель (!), хотя, реальные советские потери составляли лишь пять самолетов, из которых всего три были сбиты противником.
Таким образом "воздушные самураи" завысили свои успехи ровно в 17 раз. Даже для них это был явный перебор, далеко выходящий за рамки "обычного" 5-6-кратного оверклейма. Вероятно, он объяснялся желанием сгладить впечатление от собственных серьезных потерь.
После пленения Фумио Харады 1-й сентай возглавил майор Наоси Йосида. С начала конфликта этот японский авиаполк сменил уже двух командиров.
Вверху — радиофицированный истребитель Ки-27 командира 1-го чутая 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии и И-16 тип 10 советских ВВС на Халхин-Голе.
Слева — комиссар 22-го ИАП В.Н. Калачев возле своего истребителя И-153 "Чайка". Справа — неизвестный японский летчик, спустившийся на парашюте и захваченный в плен на Халхин-Голе.
|
</> |