На заре стимпанка
vikond65 — 25.07.2024Однако давно это было, даже старики уже не помнят. Но на скрижалях истории записано, что ровно 210 лет назад, 25 июля 1814 года, на угольной шахте "Киллингворт", пыхтя и сопя, отправился в путь по рельсам первый "самоходный двигатель" впоследстви знаменитого инженера-паровозостроителя и архитектора железных дорог Джорджа Стефенсона.
Дебютный локомотив Стефенсона, таскавший на шахте вагонетки с углем, поначалу был безымянным, но в следующем году изобретатель присвоил ему название "Блюхер", в честь прусского фельдмаршала Гебхарда фон Блюхера, обеспечившего победу над Наполеоном в знаменитом сражении при Ватерлоо.
И в том же году был сооружен еще один, усовершенствованный локомотив, получивший название "Веллингтон" в честь герцога Веллингтона, который командовал при Ватерлоо английскими войсками. Что интересно, эти, казалось бы, крайне примитивные паровозы возили грузовые составы более 25 лет, до 1841 года, а потом еще 15 лет работали в качестве стационарных паровых двигателей.
В 1816-м Стефенсон построил очередной локомотив "Киллингвортский Билли", оказавшийся еще бОльшим долгожителем: он эксплуатировался 65 лет, до 1881 года. Потом его установили на постамент в качестве памятника, а в середине ХХ века переместили в музей, где он стоит до сих пор, являясь одним из древнейших подлинных рельсовых экипажей в мире.
В 1829 году Cтефенсон приступил к проектированию пассажирских паровозов дальнего следования, принесших ему гораздо более широкую известность, чем грузовые "углевозы". Но это уже другая история.
Пара чертежей "Блюхера" с тендером и вагонеткой.
"Киллингвортский Билли" в музее.
|
</> |