Комета — знак беды

топ 100 блогов vikond6527.07.2024 Комета — знак беды 1642441718_4-hdpic-club-p-samolet-kometa-1-foto-5.jpg

Ровно 75 лет назад, 27 июля 1949 года, произошло эпохальное событие в истории авиации. В Англии первые поднялся в воздух первый в мире реактивный пассажирский пайнер De Havilland DH.106 Comet (в переводе — "Комета"). Через два с половиной года, после завершения испытаний и ряда доработок, он получил сертификат летной годности и вышел на авиалинии. Это была поистине революционная машина, летавшая в полтора раза быстрее лучших поршневых авиалайнеров.

Однако, как это порой бывает, реактивный первенец получился далеко не идеальным, а если без обиняков, то просто жутким. Пять из девяти серийных "Комет" первой модификации всего за два года разбились в авариях и катастрофах, а остальные машины после очередной трагедии были отстранены от полетов и списаны в утиль. По современным меркам, кажется странным, что этого не сделали раньше, после первых же инцидентов. Но тогда требования к безопасности авиаперевозок были совсем иными.

Позже, в ходе статических испытаний, выяснилось, что в конструкции фюзеляжа "Кометы" был заложен фатальный конструктивный дефект, приводящий к быстрому образованию усталостных трещин вокруг прямоугольных иллюминаторов, а в конечном итоге — к внезапному взрывному разрушению самолета в воздухе. Опять же, довольно странно, что эти испытания не были проведены до запуска машины в серийное производство и в коммерческую эксплуатацию.

Вторая серийная модификация — Comet-1A оказалась получше, но ненамного: из десяти серийных экземпляров разбились три, а остальные — также были сняты с маршрутов и отправлены в металлолом. В общем, пожалуй, зря самолету дали такое название, ведь кометы издавна называли падающими звездами, а их появление на небосклоне считалось предзнаменованием бед и несчастий — войн, эпидемий, наводнений, опустошительных пожаров и голодоморов.

Тут, кстати, просматривается аналогия с российским самолетом-гигантом "Святогор", который в полном соответствии со своим крайне неудачным названием так и не смог оторваться от земли-матушки. Короче, выбирая имя своему детищу, крепко думать надо.

Только появившаяся в 1958 году четвертая модификация авиалайнера Comet-4, на которой значительно усилили фюзеляж и заменили прямоугольные иллюминаторы овальными, получилась достаточно надежной и не склонной к саморазрушению в полете. Таких самолетов было построено 69 штук и они летали в различных авиакомпаниях до 1997 года.

На заставочном фото - первый прототип "Кометы" во время летных испытаний, еще без окраски.

Комета — знак беды comet-1-cutaway-2.jpeg
Компоновочная схема "Кометы".

Комета — знак беды
Обломки "Кометы" с бортовым кодом D-ALYV, разбившейся под Калькуттой 2 мая 1953 года. Это была первая в истории катастрофа реактивного пассажирского лайнера, в которой погибли все 43 человека, находившиеся на его борту. Причиной катастрофы объявили сложные погодные условия.
Комета — знак беды comet.jpg
Первый серийный экземпляр "Кометы" с бортовым кодом G-ALYP. 10 января 1954 года этот лайнер с 29 пассажирами и шестью членами экипажа вылетел из Рима в Лондон, а через несколько минут — исчез с экранов радаров. Вскоре с острова Эльба поступило сообщение, что пролетавший над ним с реактивным гулом большой самолет внезапно рассыпался в воздухе и его обломки упали в воду возле берега. Разумеется, из экипажа и пассажиров никто не выжил.

Комета — знак беды 0026909.jpg
Первые три "Кометы", поступившие в 1952 году в британскую авиакомпанию BOAC. Две из них разбились. На первом плане - злосчастный G-ALYP незадолго до гибели.

Комета — знак беды G-ALYP-2
Извлечение останков G-ALYP из Средиземного моря.

Комета — знак беды galyp.jpg
Выкладка фюзеляжа самолета из поднятых со дна обломков для определения причины катастрофы.

Комета — знак беды
Разрушение фюзеляжа "Кометы" на статических испытаниях.

Комета — знак беды comet4b-olympic.jpg
Ливреи "Комет-4" греческой авиакомпании "Олимпик Эйруэйз", эфиопской "Ист Африкан" и мексиканской "Мехикана". Обратите внимание на удлиненные фюзеляжи и овальные иллюминаторы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как правило, я в промо-посты из своей ленты не то, что не заглядываю, я их даже не замечаю, как не замечаю рекламных баннеров за окном маршрутки. Нет, сам факт их наличия я, конечно, краем сознания улавливаю. Но что именно там изобрАжено... под пытками не воспроизведу. Почему вдруг меня ...
Нет, я не совсем пропащая. Моё вчерашнее падение здесь было с лихвой компенсировано приличным взлетом на реддите. Насчет вчерашнего поста и  падения, я вот что скажу: зря меня записали в безмозглые мелкие вредители. Я, между прочим, лишь призывала использовать диалектику в подобных ...
Итак, друзья мои, подвожу итоги викторины. Как вы помните, я опубликовала вот здесь 10 фактов по мотивам 10-ти выпусков рубрики «Весенняя лИСтКУССТВенница» , а вам предложила найти среди них три ложных. Ну, что ж, раскрываю комментарии к тому моему посту и объявляю победителей! Ложные ...
Искала я информацию о фильме "Генералы песчанных карьеров" и нашла очень интересную статью: "Запад в советском «закрытом» городе: «чужое» кино, идеология и проблемы культурной идентичности на Украине в брежневскую эпоху" С.И. Жук (или Жука, пол автора я не знаю). В ней очень обстоятельно, ...
...она была одной и первых, поэтому ей досталась самая простая деревянная рамочка. Альбом: Мои работы А потом я увлеклась декупажем и решила ее переоформить. Альбом: Мои работы Вроде бы и лучше, а вроде и не очень... Или это я просто ...