Комета — знак беды

топ 100 блогов vikond6527.07.2024 Комета — знак беды 1642441718_4-hdpic-club-p-samolet-kometa-1-foto-5.jpg

Ровно 75 лет назад, 27 июля 1949 года, произошло эпохальное событие в истории авиации. В Англии первые поднялся в воздух первый в мире реактивный пассажирский пайнер De Havilland DH.106 Comet (в переводе — "Комета"). Через два с половиной года, после завершения испытаний и ряда доработок, он получил сертификат летной годности и вышел на авиалинии. Это была поистине революционная машина, летавшая в полтора раза быстрее лучших поршневых авиалайнеров.

Однако, как это порой бывает, реактивный первенец получился далеко не идеальным, а если без обиняков, то просто жутким. Пять из девяти серийных "Комет" первой модификации всего за два года разбились в авариях и катастрофах, а остальные машины после очередной трагедии были отстранены от полетов и списаны в утиль. По современным меркам, кажется странным, что этого не сделали раньше, после первых же инцидентов. Но тогда требования к безопасности авиаперевозок были совсем иными.

Позже, в ходе статических испытаний, выяснилось, что в конструкции фюзеляжа "Кометы" был заложен фатальный конструктивный дефект, приводящий к быстрому образованию усталостных трещин вокруг прямоугольных иллюминаторов, а в конечном итоге — к внезапному взрывному разрушению самолета в воздухе. Опять же, довольно странно, что эти испытания не были проведены до запуска машины в серийное производство и в коммерческую эксплуатацию.

Вторая серийная модификация — Comet-1A оказалась получше, но ненамного: из десяти серийных экземпляров разбились три, а остальные — также были сняты с маршрутов и отправлены в металлолом. В общем, пожалуй, зря самолету дали такое название, ведь кометы издавна называли падающими звездами, а их появление на небосклоне считалось предзнаменованием бед и несчастий — войн, эпидемий, наводнений, опустошительных пожаров и голодоморов.

Тут, кстати, просматривается аналогия с российским самолетом-гигантом "Святогор", который в полном соответствии со своим крайне неудачным названием так и не смог оторваться от земли-матушки. Короче, выбирая имя своему детищу, крепко думать надо.

Только появившаяся в 1958 году четвертая модификация авиалайнера Comet-4, на которой значительно усилили фюзеляж и заменили прямоугольные иллюминаторы овальными, получилась достаточно надежной и не склонной к саморазрушению в полете. Таких самолетов было построено 69 штук и они летали в различных авиакомпаниях до 1997 года.

На заставочном фото - первый прототип "Кометы" во время летных испытаний, еще без окраски.

Комета — знак беды comet-1-cutaway-2.jpeg
Компоновочная схема "Кометы".

Комета — знак беды
Обломки "Кометы" с бортовым кодом D-ALYV, разбившейся под Калькуттой 2 мая 1953 года. Это была первая в истории катастрофа реактивного пассажирского лайнера, в которой погибли все 43 человека, находившиеся на его борту. Причиной катастрофы объявили сложные погодные условия.
Комета — знак беды comet.jpg
Первый серийный экземпляр "Кометы" с бортовым кодом G-ALYP. 10 января 1954 года этот лайнер с 29 пассажирами и шестью членами экипажа вылетел из Рима в Лондон, а через несколько минут — исчез с экранов радаров. Вскоре с острова Эльба поступило сообщение, что пролетавший над ним с реактивным гулом большой самолет внезапно рассыпался в воздухе и его обломки упали в воду возле берега. Разумеется, из экипажа и пассажиров никто не выжил.

Комета — знак беды 0026909.jpg
Первые три "Кометы", поступившие в 1952 году в британскую авиакомпанию BOAC. Две из них разбились. На первом плане - злосчастный G-ALYP незадолго до гибели.

Комета — знак беды G-ALYP-2
Извлечение останков G-ALYP из Средиземного моря.

Комета — знак беды galyp.jpg
Выкладка фюзеляжа самолета из поднятых со дна обломков для определения причины катастрофы.

Комета — знак беды
Разрушение фюзеляжа "Кометы" на статических испытаниях.

Комета — знак беды comet4b-olympic.jpg
Ливреи "Комет-4" греческой авиакомпании "Олимпик Эйруэйз", эфиопской "Ист Африкан" и мексиканской "Мехикана". Обратите внимание на удлиненные фюзеляжи и овальные иллюминаторы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Сначала совет директоров OpenAI - разработчик популярного ChatGPT уволил президента Сэма Альтмана. Через пять дней проголосовавшие за увольнение директора ушли, а Альтмана взяли президентом обратно.       Вспомнил анекдот: Поймал панк золотую рыбку. ...
С недавних пор, в магазине "Пятерочка" в Санкт-Петербурге, на Пискаревском проспекте, дом 39 появился корм для кошек под торговым знаком Felix. Взял. Кот попробовал. Понравился, одобрил заботу хозяина. Все думал, в какой форме выразить магазину ...
Ну вот и добрался я до фотографий, сделанных во время моей пешей прогулки в течении 4-х часов по прекрасной Казани! Первые пару часов я провёл на казанском Арбате (ул.Баумана), об этом я написал ЗДЕСЬ)) . Теперь настало время прогуляться внутри древнейшего Кремля, сразу предупреждаю, чт ...
но не в счастливой семье Демьянченко. Которая, судя по снимку, уже два поколения размножается почкованием. А некоторые граждане почему-то возбуждаются, когда слышат об усыновлении детей однополыми семьями. Они от летаргического сна, что ли, пробудились? Да у нас однополых семей, где ...
Помогите, пожалуйста, решить инженерную задачу. Есть палуба небольшого корабля — вот примерно как на прикреплённой к статье картинке. Эту палубу нужно починить, заменить старые доски палубы новыми. Так как корабль — дело серьёзное, новые доски из тика должны быть по размеру ...