Комета — знак беды

топ 100 блогов vikond6527.07.2024 Комета — знак беды 1642441718_4-hdpic-club-p-samolet-kometa-1-foto-5.jpg

Ровно 75 лет назад, 27 июля 1949 года, произошло эпохальное событие в истории авиации. В Англии первые поднялся в воздух первый в мире реактивный пассажирский пайнер De Havilland DH.106 Comet (в переводе — "Комета"). Через два с половиной года, после завершения испытаний и ряда доработок, он получил сертификат летной годности и вышел на авиалинии. Это была поистине революционная машина, летавшая в полтора раза быстрее лучших поршневых авиалайнеров.

Однако, как это порой бывает, реактивный первенец получился далеко не идеальным, а если без обиняков, то просто жутким. Пять из девяти серийных "Комет" первой модификации всего за два года разбились в авариях и катастрофах, а остальные машины после очередной трагедии были отстранены от полетов и списаны в утиль. По современным меркам, кажется странным, что этого не сделали раньше, после первых же инцидентов. Но тогда требования к безопасности авиаперевозок были совсем иными.

Позже, в ходе статических испытаний, выяснилось, что в конструкции фюзеляжа "Кометы" был заложен фатальный конструктивный дефект, приводящий к быстрому образованию усталостных трещин вокруг прямоугольных иллюминаторов, а в конечном итоге — к внезапному взрывному разрушению самолета в воздухе. Опять же, довольно странно, что эти испытания не были проведены до запуска машины в серийное производство и в коммерческую эксплуатацию.

Вторая серийная модификация — Comet-1A оказалась получше, но ненамного: из десяти серийных экземпляров разбились три, а остальные — также были сняты с маршрутов и отправлены в металлолом. В общем, пожалуй, зря самолету дали такое название, ведь кометы издавна называли падающими звездами, а их появление на небосклоне считалось предзнаменованием бед и несчастий — войн, эпидемий, наводнений, опустошительных пожаров и голодоморов.

Тут, кстати, просматривается аналогия с российским самолетом-гигантом "Святогор", который в полном соответствии со своим крайне неудачным названием так и не смог оторваться от земли-матушки. Короче, выбирая имя своему детищу, крепко думать надо.

Только появившаяся в 1958 году четвертая модификация авиалайнера Comet-4, на которой значительно усилили фюзеляж и заменили прямоугольные иллюминаторы овальными, получилась достаточно надежной и не склонной к саморазрушению в полете. Таких самолетов было построено 69 штук и они летали в различных авиакомпаниях до 1997 года.

На заставочном фото - первый прототип "Кометы" во время летных испытаний, еще без окраски.

Комета — знак беды comet-1-cutaway-2.jpeg
Компоновочная схема "Кометы".

Комета — знак беды
Обломки "Кометы" с бортовым кодом D-ALYV, разбившейся под Калькуттой 2 мая 1953 года. Это была первая в истории катастрофа реактивного пассажирского лайнера, в которой погибли все 43 человека, находившиеся на его борту. Причиной катастрофы объявили сложные погодные условия.
Комета — знак беды comet.jpg
Первый серийный экземпляр "Кометы" с бортовым кодом G-ALYP. 10 января 1954 года этот лайнер с 29 пассажирами и шестью членами экипажа вылетел из Рима в Лондон, а через несколько минут — исчез с экранов радаров. Вскоре с острова Эльба поступило сообщение, что пролетавший над ним с реактивным гулом большой самолет внезапно рассыпался в воздухе и его обломки упали в воду возле берега. Разумеется, из экипажа и пассажиров никто не выжил.

Комета — знак беды 0026909.jpg
Первые три "Кометы", поступившие в 1952 году в британскую авиакомпанию BOAC. Две из них разбились. На первом плане - злосчастный G-ALYP незадолго до гибели.

Комета — знак беды G-ALYP-2
Извлечение останков G-ALYP из Средиземного моря.

Комета — знак беды galyp.jpg
Выкладка фюзеляжа самолета из поднятых со дна обломков для определения причины катастрофы.

Комета — знак беды
Разрушение фюзеляжа "Кометы" на статических испытаниях.

Комета — знак беды comet4b-olympic.jpg
Ливреи "Комет-4" греческой авиакомпании "Олимпик Эйруэйз", эфиопской "Ист Африкан" и мексиканской "Мехикана". Обратите внимание на удлиненные фюзеляжи и овальные иллюминаторы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Два холма в преддверии Эски-Кермена у нас в деревне называют Белой горой. ...
Зачем бесконечно улучшать жизнь и так весьма неплохо устроившихся граждан? Зачем вообще их баловать? Нам, дорогим россиянам, подобного не понять. Ведь если у государства есть лишние деньги - их можно просто распределить ! Между теми, кто в теме. Это ведь так просто. Так нет же - в ...
Интервью Александра Кулешова  понравилось весьма: https://rg.ru/2022/11/01/zakon-optimista.html Благодаря ему добавилась свежая цитата над рабочим столом. Вместе с предыдущей (про счет фактуру) - охват реальных проблем как в нашем институте, так и далеко за его пределами. ...
Когда общаешься с американцами, быстро узнаешь, что больше всего в России их удивляет не отсутствие медведей на улицах и не холодец, а то, что русские мало улыбаются. Мы же про себя знаем, что мы не просто мало улыбаемся – широкие американские улыбки без весомого на то повода кажу ...
Track: Blutengel - Save Our Souls Едешь, никого не трогаешь на свой зеленый, и тут вылезает старая тупая *****, не различающая сигналы светофора, ей же надо! Причем я так прифигел, что даже получилось "едешь" вместо "идешь", но суть вторична...Даже самому смешно. Хотя ей все-равно..., ...