Гибельная "Украина"
vikond65 — 22.07.2024Нет, речь в этой заметке — не о нынешних событиях, а о том, что ровно 65 лет назад, 22 июля 1959 года, состоялся первый пассажирский авиарейс советского четырехдвигательного турбовинтового лайнера Ан-10 "Украина", разработанного киевским КБ под руководством Олега Антонова. Самолет спроектировали очень быстро для столь крупной и сложной машины, поскольку за основу был взят двухдвигательный военно-транспортный Ан-8.
В мае 1956 года был представлен эскизный проект, в ноябре — утвержден макет, а уже через три месяца, в начале марта 1957-го, из сборочного цеха выкатили готовый образец. Впоследствии эта спешка вышла боком, поскольку сокращение сроков разработки произошло, в частности, за счет уменьшения объема прочностных и ресурсных испытаний.
Летные испытания также прошли по ускоренной программе. В конце 1957-го взлетел первый серийный экземпляр, а в июле 1959-го началась регулярная эксплуатация Ан-10 на одном из самых напряженных "курортных" маршрутов Москва — Симферополь. По мере постройки новых машин их начали ставить и на другие рейсы. Всего в 1957-60 годах было построено 108 экземпляров Ан-10 и его моификации Ан-10А, в которой число пассажирских кресел увеличили со 100 до 112.
За счет очень плотной компоновки салона Ан-10А получился самым высокорентабельным советским авиалайнером. Себестоимость перевозки пассажиров на нем была гораздо ниже, чем на Ту-104 и Ту-134, а билеты, соответственно, — дешевле. Но пассажиры не любили эту машину. Сам я ее уже не застал, однако, мне доводилось общаться с людьми, которые летали на "Украине" и ругали ее за тесноту и духоту в салоне, а также говорили, что у нее были нелестные прозвища "сарай" и "скотовоз".
С надежностью и безопасностью дела тоже обстояли фигово. За 12 лет эксплуатации Ан-10 и Ан-10А произошло 10 катастроф с многочисленными жертвами и три серьезные аварии. Как минимум, восемь из них были обусловлены техническими причинами, в том числе — "врожденными" конструктивными дефектами.
А после крупнейшей катастрофы под Харьковом 18 мая 1972 года из-за разрушения крыла в полете, в которой погибли все находившиеся на борту — 115 пассажиров (трое маленьких детей летели без билетов) и 7 членов экипажа, дальнейшую эксплуатацию "Украины" в пассажирском варианте запретили.
40 из 67 машин, использовавшихся "Аэрофлотом", в 1973 году отправили на слом, а остальные приспособили для грузовых перевозок. Но в 1976 году их тоже утилизировали. Несколько экземпляров, переданных в ВВС, летали до 1980 года. Однако, несмотря на зловещую репутацию, "Украина" в 1960-е годы стала рекордсменом "Аэрофлота" по пассажирообороту, перевезя за 10 лет более 35 миллионов человек.
На заставке - первый опытный экземпляр Ан-10 во время испытаний в 1957 году.
Схема пассажирского салона Ан-10.
Ранний и более поздний варианты окраски Ан-10А.
Ан-10А с дополнительными килевыми шайбами на концах стабилизатора. Впоследствии их заменили на подфюзеляжные аэродинамические гребни.
Большинство Ан-10 и Ан-10А принадлежало Украинскому управлению "Аэрофлота". На фото - одна из этих машин в львовском аэропорту.
Ан-10А на аэродроме, погрузка багажа.
Катастрофа опытного экземпляра Ан-10 под Воронежем в 1958 году.
Авария Ан-10А в якутском аэропорту Мирный в ноябре 1969 года. При посадке отломилась левая основная опора шасси. К счастью, никто из пассажиров и членов экипажа серьезно не пострадал, но самолет был списан.
Ан-10А разбившийся в Сургуте в 1971 году из-за обледенения. Вообще, подобных фотографий известно очень мало, потому что летные происшествия в СССР были строго засекречены.
Единственный сохранившийся экземпляр Ан-10А в Монинском авиамузее.
|
</> |