Гибельная "Украина"

топ 100 блогов vikond6522.07.2024 Гибельная Украина

Нет, речь в этой заметке — не о нынешних событиях, а о том, что ровно 65 лет назад, 22 июля 1959 года, состоялся первый пассажирский авиарейс советского четырехдвигательного турбовинтового лайнера Ан-10 "Украина", разработанного киевским КБ под руководством Олега Антонова. Самолет спроектировали очень быстро для столь крупной и сложной машины, поскольку за основу был взят двухдвигательный военно-транспортный Ан-8.

В мае 1956 года был представлен эскизный проект, в ноябре — утвержден макет, а уже через три месяца, в начале марта 1957-го, из сборочного цеха выкатили готовый образец. Впоследствии эта спешка вышла боком, поскольку сокращение сроков разработки произошло, в частности, за счет уменьшения объема прочностных и ресурсных испытаний.

Летные испытания также прошли по ускоренной программе. В конце 1957-го взлетел первый серийный экземпляр, а в июле 1959-го началась регулярная эксплуатация Ан-10 на одном из самых напряженных "курортных" маршрутов Москва — Симферополь. По мере постройки новых машин их начали ставить и на другие рейсы. Всего в 1957-60 годах было построено 108 экземпляров Ан-10 и его моификации Ан-10А, в которой число пассажирских кресел увеличили со 100 до 112.

За счет очень плотной компоновки салона Ан-10А получился самым высокорентабельным советским авиалайнером. Себестоимость перевозки пассажиров на нем была гораздо ниже, чем на Ту-104 и Ту-134, а билеты, соответственно, — дешевле. Но пассажиры не любили эту машину. Сам я ее уже не застал, однако, мне доводилось общаться с людьми, которые летали на "Украине" и ругали ее за тесноту и духоту в салоне, а также говорили, что у нее были нелестные прозвища "сарай" и "скотовоз".

С надежностью и безопасностью дела тоже обстояли фигово. За 12 лет эксплуатации Ан-10 и Ан-10А произошло 10 катастроф с многочисленными жертвами и три серьезные аварии. Как минимум, восемь из них были обусловлены техническими причинами, в том числе — "врожденными" конструктивными дефектами.

А после крупнейшей катастрофы под Харьковом 18 мая 1972 года из-за разрушения крыла в полете, в которой погибли все находившиеся на борту — 115 пассажиров (трое маленьких детей летели без билетов) и 7 членов экипажа, дальнейшую эксплуатацию "Украины" в пассажирском варианте запретили.

40 из 67 машин, использовавшихся "Аэрофлотом", в 1973 году отправили на слом, а остальные приспособили для грузовых перевозок. Но в 1976 году их тоже утилизировали. Несколько экземпляров, переданных в ВВС, летали до 1980 года. Однако, несмотря на зловещую репутацию, "Украина" в 1960-е годы стала рекордсменом "Аэрофлота" по пассажирообороту, перевезя за 10 лет более 35 миллионов человек.

На заставке - первый опытный экземпляр Ан-10 во время испытаний в 1957 году.

Гибельная Украина Схема пассажирского салона Ан-10.
Гибельная Украина Ранний и более поздний варианты окраски Ан-10А.

Гибельная Украина
Ан-10А с дополнительными килевыми шайбами на концах стабилизатора. Впоследствии их заменили на подфюзеляжные аэродинамические гребни.

Гибельная Украина
Большинство Ан-10 и Ан-10А принадлежало Украинскому управлению "Аэрофлота". На фото - одна из этих машин в львовском аэропорту.

Гибельная Украина
Ан-10А на аэродроме, погрузка багажа.

Гибельная Украина
Катастрофа опытного экземпляра Ан-10  под Воронежем в 1958 году.

Гибельная Украина
Авария Ан-10А в якутском аэропорту Мирный в ноябре 1969 года. При посадке отломилась левая основная опора шасси. К счастью, никто из пассажиров и членов экипажа серьезно не пострадал, но самолет был списан.

Гибельная Украина
Ан-10А разбившийся в Сургуте в 1971 году из-за обледенения. Вообще, подобных фотографий известно очень мало, потому что летные происшествия в СССР были строго засекречены.

Гибельная Украина
Единственный сохранившийся экземпляр Ан-10А в Монинском авиамузее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Статья главкома ВСУ и зампреда комитета ВР по обороне стала в определенном смысле событием. И, пожалуй, более значительным, чем выступление Путина на Дальнем Востоке. Просто потому, что статья написана конкретно и без воды. В отличие от очередного бесформенного и почти бессмысленного ...
Члены неонацистской группировки Misanthropic Division, представители которой воюют на Донбассе в составе украинских сил т.н. АТО, развернули флаг фашистской Германии на Крещатике в центре Киева. Снимок представителей Misanthropic Division, прибывших в столицу 14 октября, когда тут проход ...
Крепостное право, существовавшее в истории России на протяжении достаточно длительного времени, не было одинаковым, неизменным. Это право менялось со временем по своему содержанию, по своей сути. Первоначально оно возникло из потребности ...
Советник президента Украины, директор Национального института стратегических исследований при президенте Украины, доктор технических наук, профессор, академик НАН Украины Владимир Горбулин высказал уверенность, что многие украинцы сейчас чувствуют моральное отвращение к большинству населен ...
До чего же это подходящая тема чтобы рассказать о связи времён. Ведь в Старом Таллине средневековье само говорит с нами, хотя и молчаливо. 1. Но начну с моего ежеутреннего приветствия городу: первым делом я распахиваю створку лоджии, выглядываю наружу и вижу огромную, сейчас уже ...