Халхин-Гол: гибель штурмовиков
vikond65 — 21.07.2024Продолжим нашу хронику воздушной войны на Халхин-Голе. C 13 по 20 июля 1939 года в пасмурном небе над фронтом не было слышно рева моторов и треска пулеметных очередей. Летчики скучали в своих палатках и юртах, слушая монотонный шум дождя и ожидая улучшения погоды, чтобы вновь вступить в бой.
Но ровно 85 лет назад, 21 июля, с раннего утра небо прояснилось. Низкие тучи, висевшие над Восточной Монголией целую неделю, наконец, рассеялись. И в этот же день состоялось крупнейшее с начала халхингольского конфликта (да и за всю предыдущую историю советских ВВС) воздушное сражение.
Но когда в 9.45 сверху на них ринулись стремительные монопланы с красными кругами на крыльях, защита чуть-чуть опоздала... Этого "чуть-чуть" японцам хватило, чтобы рассеять строй "бисов" и расстрелять несколько самолетов, но затем им самим пришлось отбиваться от подоспевших "ишаков".
Битва, начавшись еще над Монголией, в районе горы Баин-Хошу, вскоре распространилась на большую территорию по обе стороны от линии фронта и распалась на ряд отдельных схваток, которые продолжались более часа. Советские летчики отчитались об уничтожении двенадцати, а японцы — тридцати девяти вражеских самолетов.
В действительности японцы сбили шесть И-15бис. В своем первом и последнем бою, длившемся считанные секунды, погибли трое молодых пилотов, недавних выпускников летного училища — младшие лейтенанты Д.П. Артемьев, П.Е. Варфоломеев и Н.М. Миляев. Еще трое были ранены, а один из них, младший лейтенант Ф.А. Плыгин через несколько дней умер в госпитале.
Штурмовка была сорвана, но за этот успех "воздушным самураям" пришлось заплатить тремя своими машинами. Все трое сбитых японцев также получили ранения, однако, они сумели воспользоваться парашютами. Правда, одному из них, капитану Кейсуке Ямада, командиру эскадрильи из 1-го истребительного сентая, не повезло. Он спустился рядом с позициями советских войск и сразу застрелился, чтобы не попасть в плен. Подбежавшим советским бойцам осталось только обыскать его труп. Остальных "парашютистов", приземлившихся на своей территории, подобрали японские солдаты и отвезли в госпиталь.
В целом же баланс потерь и побед все еще оставался в пользу противника. Несмотря на значительное численное превосходство, переломить ситуацию советским летчикам пока не удавалось.
На заставке — летчик штурмовой эскадрильи И-15бис на Халхин-Голе лейтенант П.Ф. Подколзин возле своей машины.
Летчик той же эскадрильи, лейтенант С.Т. Матросов, позже воевавший на "Чайке" и погибший в последнем воздушном бою Халхингольского конфликта, 15 сентября 1939 года. Обратите внимание на импровизированный "дополнительный камуфляж" на его самолете, нанесенный краскопультом поверх заводской зелено-голубой окраски.
Вверху — истребитель Ки-27 ко (первая модификация) из сентай хомбу (штабного звена) 1-го истребительного сентая японских ВВС на Халхин-Голе. Самолет оснащен колесами повышенной проходимости с увеличенными пневматиками для работы с мягкого грунта.
Внизу — камуфлированный песочными разводами И-15бис из штурмовой эскадрильи 22-го ИАП с бомбовыми подвесками под нижним крылом. На киле возможно наличие тактического номера, но на фотографии, по которой сделана эта реконструкция, его не фидно.
Рисунки Сергея Вахрушева.
|
</> |