ИЛ, но не Ильюшин


Ровно 100 лет назад, 19 июля 1924 года, впервые поднялся в воздух советский истребитель ИЛ-2. Однако, несмотря на почти идентичное обозначениие, никакого отношения к будущему "летающему танку" и к его создателю — Сергею Ильюшину этот самолет не имел, а аббревиатура ИЛ обозначала "Истребитель-Либерти". Дело в том, что на самолете стоял импортный американский мотор "Либерти", который впоследствии выпускался в СССР под обозначением М-5.
Иногда в документах встречается другое обозначение той же машины - ИЛ-400 бис, где цифра "400" обозначает мощность мотора в лошадиных силах, а "бис" — вторую модель. При этом первый образец истребителя называли просто ИЛ-400. Его главным конструктором был будущий "король истребителей" Николай Поликарпов, но в индексе машины это никак не отразилось. Традиция обозначать самолеты, а потом и вертолеты первыми буквами фамилий их создателей пришла в советскую авиацию гораздо позже.
ИЛ-2 был для своего времени весьма передовой и перспективной машиной — безрасчалочным свободнонесущим монопланом. Эта аэродинамическая схема утвердилась в истребительной авиации только в середине следующего десятилетия. Самолет обладал выдающимися летными характеристиками, в частности, максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, составляла 280 км/ч, а потолок - 7500 м.
К сожалению, из-за слишком задней центровки, самолет поначалу был неустойчив, он легко срывался в штопор и с трудом выходил из него. Для малоопытных пилотов машину признали слишком сложной и опасной. Впоследствии этот недостаток был устранен. После смещения вперед центра тяжести самолет приобрел прекрасную устойчивость, но к тому времени решение о его принятии на вооружение было отменено, а серийное производство прекратилось после постройки всего 10 экземпляров (из первоначально заказанных 33-х), да и те не были переданы в строевые части ВВС.
Вместо ИЛ-400 бис, получившего армейский индекс И-1, в массовое производство запустили истребитель Григоровича И-2, имевший "традиционную" бипланную схему. С тем же мотором "Либерти" он значительно проигрывал поликарповской машине буквально по всем параметрам, за исключением одного — горизонтальной маневренности. И-2 был более медленным (всего 240 км/ч) и менее высотным (7000 м), но виражи он выполнял быстрее и с меньшим радиусом, чем И-1, обладавший более высокой нагрузкой на крыло.
Именно этот параметр военные сочли решающим, поскольку над ними довлел опыт Первой мировой войны, когда типичный воздушный бой представлял собой "карусель" на виражах, а победу, как правило, одерживал тот, кто сумел переманеврировать противника и зайти ему в хвост. Поэтому маневренный истребитель предпочли скоростному, а на И-1, опередившем свое время примерно лет на 8-10, поставили крест. И лишь в 1934 году его концепция вновь нашла свое воплощение в очередной поликарповской машине — И-16, принесшей советскому авиаконструктору мировую известность.
Но это уже совсем другая история. А на заставке — один из первых серийных И-1 со снятым капотом.

Первый опытный образец ИЛ-400.
Второй улучшенный прототип ИЛ-400 бис с измененой центровкой, он же ИЛ-2. Помимо заводского индекса, самолет носил характерное для своей эпохи название "Крылья мировой коммуны".
Один из 10 серийных экземпляров И-1.

Последствия аварии первого прототипа ИЛ-400 из-за срыва в плоский штопор, в которой чудом выжил летчик-испытатель Константин Арцеулов.

ИЛ-2 возле ангара на Ходынском аэродроме зимой 1924-25 годов.

Серийный И-1. Судя по всему, это та же машина, что и на заставочной фотографии, снятая с другого ракурса.
|
</> |