Асы Гондураса


Окончание, начало здесь.
14 июля 1969 года сальвадорские войска без объявления войны перешли границу Гондураса и начали широкомасштабное вторжение на территорию соседней республики. Одновременно с этим сальвадорские ВВС нанесли удары по военным и гражданским объектам на территории Гондураса. В частности, бомбардировкам подверглись казармы гондурасской армии в городах Окотепеке, Грасиас, Чолутека, авиабаза "Тонконтин" и столичный аэропорт "Ла Меса".
К началу конфликта военная авиация Сальвадора была представлена только безнадежно устаревшими американскими поршневыми самолетами времен Второй мировой войны. На что-либо более современное у нищей республики денег не было. Хорошо еще, что на это хватило.
В состав "Фуэрца Аереа Сальвадореана" входили пять истребителей FG-1D (модификация палубного "Корсара", произведенная фирмой "Гудьир"), пять истребителей Р-51D "Мустанг" и пять ТF-51D "Кавалер-Мустанг" (послевоенная версия с дополнительными бомбовыми подвесками, топливными баками на концах крыла, увеличенным вертикальным оперением и возможностью перевозки пассажира). А также — семь транспортно-пассажирских "Дугласов" С-47, которые, помимо прямого назначения, использовались в качестве эрзац-бомбардировщиков, при этом бомбы сбрасывались вручную, через дверь.
Этой могучей воздушной армаде Гондурас смог противопоставить 10 "Корсаров", восемь двухместных учебно-боевых Т-28А "Троуджен", которые использовались в качестве легких штурмовиков, несколько С-47 и два вертолета "Сикорский" Н-19.
В ходе первых налетов, не давших почти никакого эффекта, один сальвадорский "Мустанг" из-за поломки совершил вынужденную посадку на вражеской территории и был захвачен. На следующее утро гондурасские "Корсары" нанесли ответные бомбовые удары по сальвадорской авиабазе "Илопанго" (она же — столичный аэропорт), а также по портовым объектам в городах Кутуко и Акахутле, где им удалось вызвать сильный пожар на бензохранилище.
Тем временем, сальвадорские войска, преодолевая упорное сопротивление, продвинулись на восемь километров и завязали бои за город Нуэва Окотепеке — столицу одноименного департамента. Вскоре город был захвачен, но дальше сальвадорцы продвинутся не смогли. Хотя война шла всего лишь три дня, у них начала ощущаться нехватка топлива и боеприпасов, заставившая сальвадорское командование приостановить наступление.
17 июля наступил кульминационный момент воздушной войны и одновременно — звездный миг гондурасской авиации, которую прославил пилот "Корсара", капитан Фернандо Сото. Он на своем старом, но грозном истребителе с мощным четырехпушечным вооружением атаковал и сбил сальвадорский истребитель-бомбардировщик "Кавалер-Мустанг" с бортовым номером FAS-404.
И в тот же день он же, совместно с двумя другими гондурасскими летчиками, перехватил и уничтожил два сальвадорских "Корсара" (FAS-203 и FAS-204). Пилот одного из них — капитан Гильермо Рейнальдо Кортес — погиб, а второму сбитому летчику — капитану Сальвадору Сезенья Аманья удалось выпрыгнуть с парашютом и благополучно приземлиться.
Достижение Фернандо Сото выглядит просто поразительно: в своих первых и единственных воздушных боях он одержал три победы, причем они имеют стопроцентные подтверждения и не отрицаются никем, в том числе и противником. Так бравый гондурасец за один день стал самым выдающимся летчиком-истребителем Центральной Америки. А поскольку межгосударственных войн с тех пор там больше не было, его результат так никто и не превзошел.
К сказанному можно добавить, что в тот же день еще одного FG-1D грохнули гондурасские зенитчики. В общем, 17 июля 1969 года стало поистине черной датой для сальвадорских ВВС.
А 19 июля Сальвадор был вынужден согласиться на прекращение огня. К этому его принудило, с одной стороны, истощение ресурсов, особенно — горючего (сгоревшее портовое бензохранилище вышло боком), а с другой — ультиматум Лиги Американских Государств, пригрозившей суровыми экономическими санкциями в случае продолжения войны и оккупации гондурасских земель.
В начале августа сальвадорский военный режим окончательно поддался международному давлению и вывел войска из Гондураса. Таким образом, "Война обездоленных" закончилась для ее инициатора полным провалом. Гондурас так и не дал требуемой Сальвадором гарантии безопасности сотням тысяч сальвадорских переселенцев, большинству из которых ради спасения своих жизней пришлось вернуться в Сальвадор.
Это спровоцировало резкий рост социальной напряженности, который в 1979 году вылился во многолетнюю и кровопролитную гражданскую войну, разязанную коммунистическими повстанцами из "Фронта освобождения имени Фарабундо Марти" при поддержке Кубы, Никарагуа и СССР. Но это уже другая история.
На заставке — гондурасский четырехпушечный "Корсар", аналогичный тому, на котором летал капитан Фернандо Сото.

Карта сальвадорско-гондурасской войны на момент прекращения огня. Ярко-красным цветом показана террритория, захваченная Сальвадором.

Истребители-бомбардировщики сальвадорских ВВС времен войны с Гондурасом. Сверху-вниз:
"Гудьир" FG-1D в первоначальной серебристой окраске, которую носили эти машины на момент их пробретения Сальвадором в 1966 году.
Самолет того же типа, получивший накануне войны трехцветный камуфляж и желтые полосы быстрой идентификации. Машина оснащена радиокомпасом, антенна которого видна под фюзеляжем.
TF-51D "Кавалер-Мустанг" с бортовым номером FAS-405.
Р-51D "Мустанг".

F4U-5N "Корсар" капитана Фернандо Сото с отметками трех воздушных побед и легкий штурмовик Т-28А "Троуджен".

"Дугласы" С-47 ВВС Сальвадора и Гондураса.


Группа сальвадорских летчиков возде "Корсара". В центре — Гильермо Рейнальдо Кортес.

|
</> |