Шестикрылый Эллиот


Ровно 115 лет назад, 13 июля 1909 года, впервые поднялся в воздух первый относительно удачный и способный летать аэроплан, спроектированный и построенный в Великобритании. Его автором и испытателем (на заре авиации эти роли нередко сочетались в одном лице) был корабельный механик, не имевший инженерного образования, но обладавший конструкторским талантом и интуицией, Эллиотт Вердон Ро.
Свой аэроплан Ро почему-то назвал "Бычим глазом" (Bulls Eye), но он получил более широкую известность под названием "Ро-1" или "Авроплан". Первая часть этого слова образована начальными буквами имени и фамилии авиаконструктора — Alliott Verdon Roe. В дальнейшем Ро сделал акроним Avro названием и торговой маркой основанной им авиастроительной фирмы.
Свой самый первый самолет Ро построил в 1808 году по схеме биплана, то есть с двумя крыльями и слабеньким девятисильным мотоциклетным мотором, но этот аэроплан так и не смог оторваться от земли. Проектируя вторую машину, Ро решил, что крыльев надо побольше, а мотор — помощнее. В результате получилась очень оригинальная машина, которую можно назвать "триплан-тандем", то есть самолет с шестью крыльями сгруппированными по три и размещенными друг за другом.
Между ними в субтильном фюзеляжике треугольного сечения и без обшивки сидел пилот, а внутри передней трипланной коробки стоял двухцилиндровый V-образный мотор воздушного охлаждения JAP мощностью 20 лошадиных сил. С винтом его соединяла понижающая ременная передача и длинный трубчатый вал.
На этот раз количество крыльев и мощность мотора оказались достаточными для взлета. В первой попытке Ро поднялся всего на три метра, но во второй, состоявшейся 20 июля, он взлетел уже на 30 метров и пролетел 900. Это была достаточно серьезная заявка, хотя, самолеты братьев Райт, Фармана, Вуазена и Блерио в середине 1909 года летали гораздо выше, дальше и дольше.
Но начало было положено, А впереди у Ро, так и не получившего высшего образования, было множество удачных авиационных конструкций, в том числе самый распространенный в мире учебный самолет первой трети ХХ века Авро-504, самый массовый английский тяжелый бомбардировщик Второй мировой войны Авро "Ланкастер" и последний стратегический ядерный бомбардировщик английской постойки Авро "Вулкан". За свои разработки Ро был удостоен рыцарского звания. Однако это уже совсем другая история.
На заставке Ро в кабине своего "птеродактиля". Обратите внимание, что на самолете установлен двухлопастный винт, однако, на втулке есть крепления еще для двух лопастей. Их оптимальное количество авиаконструктор определял экспериментальным методом.


"Авроплан" довольно лихо набирает высоту.

Осенью 1909-го Ро построил второй экземпляр триплана, но уже в декабре разбил его в аварии, сорвавшись на слишком крутом вираже. К счастью, высота была небольшая и летчик-авиастроитель не пострадал. Очевидно, поэтому он выглядит на фото таким довольным.

Современная летающая реплика Ро-1 в манчестерском техническом музее и ее силовой агрегат крупным планом.
|
</> |