Германский символ дизельпанка
vikond65 — 12.07.2024Ровно 95 лет тому назад, 12 июля 1929-го, впервые поднялась в небо гигантская немецкая летающая лодка Дорнье Do X ("Х" в данном случае — не буква "хер", а римская десятка) — крупнейший в мире, на тот момент, летательный аппарат тяжелее воздуха.
Через пять лет это звание перейдет к советскому колоссу "Максим Горький", однако, по максимальному взлетному весу — 58 тонн — Do X еще долго будет оставаться мировым рекордсменом, так как, взлетная масса "Максима Горького" составляла всего 53 тонны.
Еще один рекорд Do X оставался непревзойденным вплоть до послевоенных времен: 20 октября 1929 года он взлетел, взяв на борт 169 человек: 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая цифра в те времена, когда ни один авиалайнер не поднимал более 40 пассажиров.
Однако такая вместимость оказалась нафиг никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались еще почти три десятилетия. Do X переоборудовали под роскошный "летающий отель" на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальными эротическими причудами но даже в этом качестве он оказался не востребованным.
Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году "Великая депрессия", вызвавшая резкое падение спроса на пассажирские авиаперевозки. В результате, на регулярные маршруты Do X так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, он был отправлен на последнюю стоянку в авиамузей. Там его в 1943 году разбомбили злые англичане.
Еще два экземпляра Do X были построены в 1931-1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, а развлекательные воздушные круизы — тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м — отправлены на слом. В общем, Do X постигла типичная судьба тех, кто опережают свою эпоху.
Гигант в полете над водной гладью, компьютерная графика Эухенио Сантоса.
Первый экземпляр Do X в сборочном цехе. Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для сборки этого самолета фирма "Дорнье" построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.
Первоначально на Do X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль "Юпитер" в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью.
Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.
Do X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.
Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также - несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки и смотрелся довольно непрезентабельно.
Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.
Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа - бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.
В 1930 году пассажирский салон Do X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных зал с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.
В нем можно было с комфортом послушать радио...
Или — вздремнуть на диване, отгородившись от попутчиков из соседнего купе занавеской.
Или — выпить и закусить в ресторане.
Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных "Юпитеров" самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс "Конкерор" по 640 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 1250 м, а максимальный (без нагрузки) — 3200 м.
|
</> |