Неказистый красавчик
vikond65 — 17.07.2024Когда почти 40 лет назад я впервые увидел модель этого самолета — масивного и громоздкого двухмоторника, похожего на транспортный "Дуглас", да еще и с торпедой под брюхом, мне даже не пришло в голову, что это истребитель. И тем не менее, создавался он именно как тяжелый ночной барражирующий перехватчик, предназначенный для борьбы с вражескими бомбардировщиками.
Ровно 85 лет назад, 17 июля 1939 года впервые поднялся в воздух прототип тяжелого истребителя Бристоль тип 156 "Бофайтер" (Beaufighter), что можно перевести как "прекрасный воин", хотя, по-моему, надо обладать весьма специфическим чувством прекрасного, чтобы присвоить этому самолету такое название. Впрочем, его внешний вид и конструкция объяснялись тем, что это была переделка бомбардировщика-топредоносца Бристоль "Бофорт".
Оснастив самолет гораздо более мощными моторами и сильным наступательным вооружением, состоявшим из четырех 20-миллиметровых пушек в фюзеляже и шести пулеметов в крыле, англичане получили истребитель с самой внушительной, на тот момент, огневой мощью, весьма приличной дальностью и скоростью 540 км/ч, вполне достаточной для перехвата любых тогдашних немецких бомбардировщиков. А для боев с истребителями он не предназначался.
Дополнительным бонусом была возможность установки в объемном фюзележе противосамолетного радара, как только он появится, а это произошло уже летом 1940 года. После этого штурман-радист, сидвший в задней кабине, превратился в радиооператора, который, глядя на круглый экранчик, по внутренней связи наводил пилота на цель до момента установления им визуального контакта с вражеским бомбардировщиком.
Испытания прототипа "Бофайтера" вполне устроили командование Королевских ВВС, которое, как будто, предвидело, что вскоре английским летчикам придется отражать массированные ночные налеты немецких бомбовозов на английские города и военные объекты. Вскоре после начала Второй мировой войны и еще до завершения испытательного цикла фирме "Бристоль Эйрплейн Компани" заказали 918 серийных экземпляров.
Затем последовали новые, и новые заказы на "Бофайтеры", причем не только в варианте истребителя, но и в модификациях штурмовика-ракетоносца ("Рокбо"), а также — торпедоносца ("Торбо"). Всего до прекращения серийного выпуска в 1946 году было построено 5928 "Бофайтеров", что сделало эту машину одним из самых масовых и распространенных тяжелых двухмоторных истребителей Второй мировой войны, который применялся на всех фронтах, кроме советско-германского.
Таким образом, "Бофайтер" по тиражу намного превзошел своего "прародителя", растиражированного в количестве всего 2129 штук. На "прекрасных бойцах" воевали 74 британских, семь австралийских, четыре канадских, четыре американских, две новозеландских, две южноафриканских и одна польская эскадрилья.
Боевое крещение "Бофайтера" состоялось в ночь на 25 октября 1940 года, когда им была одержана первая победа над немецким бомбардировщиком "Дорнье-17". Тогда еще "на глазок", без радара. А первую победу с радиолокационным наведением истребитель одержал в ночь с 19 на 20 ноября того же года. К марту 1941-го радарные "Бофайтеры" сбили 22 немецких бомбардировщика, что составляло ровно половину от общего числа ночных побед британских ВВС на тот момент.
При этом собственных боевых потерь не было, но немало самолетов разбилось в авариях и катастрофах. Особенно опасной считалась модификация с двигателями жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин", которая не могла держаться в воздухе на одном моторе. Поскольку английские экипажи отказывались летать на этих машинах, их вручили полякам, которым шляхетский гонор не позволял проявлять робость. Многим из них это стоило жизни.
В 1942 году "Бофайтеры" — ночные перехватчики были постепеннно вытеснены с фронта гораздо более скоростными Де-Хэвиллендами "Москито". Но для самолетов сразу нашлась другая работа — атаки наземных и морских целей с применением пушек, торпед и трехдюймовых (27-килограммовых) неуправляемых реактивных снарядов RP-3.
В 1943 году появилась модификация Mk.X, оснащенная противокорабельным радаром AI.Mk.VIII, позволявшим наносить всепогодные и ночные удары. До конца войны "Бофайтеры" отправили на дно 117 немецких военных кораблей и гражданских судов, суммарным водоизмещением более 150 тысяч тонн. Ценой за это стали 120 сбитых или разбившихся в катастрофах машин и 240 погибших и пропавших без вести членов экипажей.
После войны ударные "Бофайтеры" оставались на вооружении Кроролевских ВВС до 1960 года. Помимо этого они были закуплены или получены по программам военной помощи Норвегией, Португалией, Грецией, Турцией, Доминиканской республикой и Израилем. При этом греки применяли их в гражданской войне с коммунистическими повстанцами, а Израиль — в первой арабо-израильской войне 1948-49 годов.
На заставке — радарный "Бофайтер" в черной ночной окраске сбивает немецкий ночной истребитель "Мессершмитт-110" с радаром "Лихтенштейн".
Первый прототип "Бофайтера", вышедший на испытания 17 июля 1939 года. Самолет еще не окрашен, а вооружение не установлено.
Компоновочная схема "Бофвйтера" (без радара), по которой можно изучать его внутренннее устройство.
Первый (или один из первых) серийный экземпляр "Бофайтера" Mk.IF со звездообразными двигателями Бристоль "Геркулес-XII" на испытаниях, 1940 год.
"Бофайтер" Mk.IIF с двигателями Роллс-Ройс "Мерлин" ХХ. Его мотоустановки были полностью унифицированы силовыми агрегатами тяжелого бомбардировщика Авро "Ланкастер". На носу фюзеляжа и на передней кромке крыла видны антенны радара, крыльевые пулеметы отсутствуют.
Бристоль "Торбо" с подвешенной торпедой. Двигатели оснащены глушителями-пламегасителями.
Южноафриканские летчики сидят на стальных перфорированных плитах разборного аэродромного настила возле "Рокбо" с подвешенными ракетами. Италия, 1944 год.
"Рокбо Mk.X с работающими моторами перед боевым вылетом.
Сверху - вниз:
"Бофайтеры" в камуфляжах 1940 и 1941 годов. Вторая машина оснащена радиокомпасом.
"Бофайтер" с "Мерлинами" в черной ночной окраске.
"Тробо" из 146-го скуадрона RAF с 18-дюймовой авиаторпедой Mk.XII, 1944 год. Поскольку торпедоносцы летали, преимущественно, днем, для них существовал реальный риск встречи с вражескими истребителями. Поэтому в задней кабине штурмана-радиооператора появился защитный пулемет "Браунинг".
Израильский "Бофайтер" времен войны 1948-49 годов.
Английский послевоенный "Рокбо" из 45-го скуадрона RAF, 1949 год.
|
</> |