![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvikond655394171370828467082846_original.jpg)
Убитый собственным мотором
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Убитый собственным мотором 00056302.jpg Убитый собственным мотором 00056302.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7082846/7082846_original.jpg)
Ровно 85 лет назад, 25 июля 1939 года, совершил первый полет прототип английского тяжелого стратегического бомбардировщика Авро тип 679 "Манчестер" — одного из самых неудачных самолетов этого класса времен Второй мировой войны, который, тем не менее, выпускался серийно и около двух лет участвовал в налетах на Германию.
Главным недостатком машины были ее двигатели — два громоздких и тяжелых 24-цилиндровых Х-образных мотора жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Валчер". На бумаге их характеристики выглядели совсем неплохо: взлетная мощность — 2000 лошадиных сил. Это позволило оснастить тяжелый бомбардировщик всего двумя движками, вместо четырех, что считалось важным преимуществом.
Однако добиться от "Валчеров" надежной работы английские двигателестроители так и не смогли. С ними нередко происходили всяческие "сюрпризы", вплоть до пожаров в воздухе, разрушения подшипников коленвала и обрыва цилиндров, которые буквально вылетали как снаряды, пробивая стенки мотогондол. Чтобы снизить риск, мощность искусственно понизили до 1750 л.с., но и на таком режиме надежность вызывала постоянные опасения.
Особенно "пикантным" было то, что в случае отказа одного мотора "Манчестер" даже без бомб не мог выдерживать горизонтальный полет. При возникновении такой ситуации пилотам надлежало немедленно подыскать подходящую площадку для вынужденного приземления, что было совсем не просто, покольку столь большой и тяжелой машине требовалась длинная посадочная дистанция. А при ее отсутствии шанс на спасение давал только прыжок с парашютом, если высота позволяла.
Но, несмотря ни все это, англичане решили запустить "Манчестер" в серию, очевидно, для подстраховки другого монструозного "стратега" Шорт "Стирлинг". С августа 1940-го по ноябрь 1941 года было построено 202 "Манчестера", большинство из которых по мере выпуска поступало на вооружение 207-го скуадрона Бомбардировочного командования британских ВВС, восполняя высокие потери.
Для английских летчиков эти машины стали настоящим кошмаром. В ходе боевых вылетов погибло или пропало без вести 78 "Манчестеров", а еще 45 разбились в авиакатастрофах в тылу. 30 из них стали жертвами отказов двигателей в полете. Последний вылет "Манчестеры" совершили 25 июня 1942 года на бомбардировку Бремена, после чего все уцелевшие машины вывели из боевого состава. Большинство сразу списали и оправили на слом, а некоторые еще примерно год использовались в транспортных и учебных подразделениях. Но в середине 1943-го их тоже утилизировали, так что, ни одного экземпляра не сохранилось.
Однако при всей своей ущербности "Манчестер" появился не зря. Он стал прообразом для лучшего и самого массового английского стратегического бомбардировщика Авро "Ланкастер", который впервые взлетел в начале января 1941-го и, по сути, являлся глубокой модернизацией "Манчестера". Его главным отличием от предшественника был отказ от угробищных "Валчеров" и установка на увеличенном крыле четырех "традиционных" 12-цилиндровых V-образных двигателей Роллс-Ройс "Мерлин" мощностью по 1280 л.с.
И хотя общее количество цилиндров на четырех "Мерлинах" было точно таким же, как на двух "Валчерах", их суммарная мощность превосходила мощность "Валчеров" более чем на треть. Соответственно, выше были и летно-тактические характеристики новой машины. В частности, максимальная скорость выросла с 420 до 460 км/ч, а бомбовая нагрузка — 4700 до 6400 кг. Но главное — радикально повысилась надежность силовых установок.
Впрочем, о "Ланкастере", который заслужил гораздо более громкую славу, чем его предтеча (как хорошую, так и дурную) я уже писал. А на заставке "Манчестер" пытается дотянуть на одном моторе до более-менее ровной и свободной от препятствий посадочной площадки. Пожелаем удачи его экипажу, тем более что высота уже слишком мала для прыжков с парашютом.
![Убитый собственным мотором 92b7423628b7cfd3cf973301018381a3.jpg Убитый собственным мотором 92b7423628b7cfd3cf973301018381a3.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7083442/7083442_original.jpg)
Первый прототип "Манчестера", впервые взлетевший 25 июля 1939 года. Самолет испытывался без стрелковых турелей.
![Убитый собственным мотором 2104257.jpg Убитый собственным мотором 2104257.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7083824/7083824_original.jpg)
Та же машина при виде сзади.
![Убитый собственным мотором Vulture_engine.jpg Убитый собственным мотором Vulture_engine.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7084103/7084103_original.jpg)
Двигатель "Валчер" в мотогондоле крупным планом и его конструктивная схема.
![Убитый собственным мотором 1637302-large.jpg Убитый собственным мотором 1637302-large.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7083080/7083080_original.jpg)
Второй прототип с вооружением и дополнительным третьим килем, установленным для повышени путевой устойчивости.
![Убитый собственным мотором Manchester_L7284_2.jpg Убитый собственным мотором Manchester_L7284_2.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7083703/7083703_original.jpg)
Строевой "Манчестер" в полете.
![Убитый собственным мотором Avro-Manchester-Mk.IA-2.jpg Убитый собственным мотором Avro-Manchester-Mk.IA-2.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7084448/7084448_original.jpg)
Еще один воздушный снимок, сделанный из кабины пролетавшего рядом бомбардировщика "Хэмпден".
![Убитый собственным мотором 6pez09ixsjky.jpg Убитый собственным мотором 6pez09ixsjky.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7084601/7084601_original.jpg)
Интерьеры пилотской кабины и фюзеляжа с видом на хвост.
![Убитый собственным мотором Manchester_L7247_FN20_turret.jpg Убитый собственным мотором Manchester_L7247_FN20_turret.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7084946/7084946_original.jpg)
Хвостовая четырехпулеметная стрелковая башня "Фрэзер-Нэш".
![Убитый собственным мотором Manchester_L7380_6.jpg Убитый собственным мотором Manchester_L7380_6.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7085116/7085116_original.jpg)
"Манчестер", совершивший вынужденную посадку на побережье Ла-Манша.
![Убитый собственным мотором 1e0fv6x0xi081.jpg Убитый собственным мотором 1e0fv6x0xi081.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7085371/7085371_original.jpg)
Техник заделывает пробоины от осколков зенитного снаряда в фюзеляже "Манчестера". Створки бомболюка демонтированы.
![Убитый собственным мотором avro-manchester-in-raf-service-out-now_1688943488-b.jpg Убитый собственным мотором avro-manchester-in-raf-service-out-now_1688943488-b.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7085710/7085710_original.jpg)
Окраски первого прототипа "Манчестера" и серийной машины.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvikond655394171370828467082846_original.jpg)