Кино про ДНО
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вчера с некоторым запозданием глянул залпом все четыре серии относительно нового, вышедшего весной, мини-сериала с пафосным названием "По зову сердца". Кто-то, даже не смотрев сериал, наверняка понял из названия заметки, что посвящен он подвигу дивизий народного ополчения (сокращенно — ДНО), задержавшим немцев на Вяземском рубеже обороны и почти в полном составе погибшим или попавшим в плен в "Вяземском котле".
В фильме на удивление немного "клюквы" и "залепух", чем он выгодно отличается от "Панфиловцев", а особенно — от "Подольских курсантов". Конечно, они там тоже есть, например, далеко не молодые, сугубо цивильные и порой страдающие различными возрастными недугами ополченцы дерутся в рукопашной столь же умело, лихо и "забойно", как молодые и здоровые ваффенгренадеры Вермахта. Но это не особо режет глаз, а в целом боевые сцены сделаны на твердую четверку.
Правда, почти все эти сцены плотно спрессованы в одной — четвертой — серии. А все предыдущие представляют собой сильно затянутую "прелюдию" к битве, заполненную душевными терзаниями героев, их лирическими переживаниями и философическими беседами в промежутках между походными маршами, боевой подготовкой и рытьем окопов. С редкими вкраплениями коротких боевых сцен, вроде эпизодических налетов немецкой авиации, похода за "языком" или обезвреживания диверсантов. Первая часть, вообще, проходит почти целиком в Москве.
Одним словом, те, кого привлекают только "экшен" и "драйв", могут смело начинать просмотр сразу с последней серии. Впечатлений будет гораздо больше, чем от первых трех, вместе взятых.
Идеологической фальши в фильме я не приметил, за исключением одного щекотливого момента: ни для кого из его весьма многочисленных персонажей в принципе не существует понятия "плен". Для них это нечто абсолютно немыслимое, а потому ни один из них не только не сдается, но и не помышляет о сдаче, даже в совершенно безвыходных ситуацииях, как боец на известном советском плакате 1941 года.
На фоне того, что после битвы под Вязьмой, по самым скромным оценкам российских историков, в плену оказалось около полумиллиона советских солдат и офицеров (а немцы называют еще более высокие цифры), такая трактовка событий вызывает, мягко говоря, некоторые сомнения. Но для историко-пропагандистской и военно-патриотической картины в жанре "оптимистическая трагедия" она, в принципе, вполне естественна и закономерна.
На мой взгляд, свою задачу эта картина выполняет, не вызывая отторжения и вопроса "что за фигню нам тут показывают?!" А это для современного российского военного кино уже совсем не плохо. Респект Игорю Угольникову, который выступил в картине как режиссер, автор сценария и исполнитель одной из главных ролей. Кстати, я только при написании этой заметки узнал из его родословной, что его дед по матери Исаак Циркин в июле 1941-го записался добровольцем в одну из московских ополченческих дивизий и погиб под Смоленском.
![Кино про ДНО hv-Y1OZ-4DE.jpg Кино про ДНО hv-Y1OZ-4DE.jpg](/images/main/kino-pro-dno-e9f4f4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7096243/7096243_original.jpg)
|
</> |