На чужих колесах


Ровно 120 лет тому назад, 31 июля 1904 года (по новому стилю), несмотря на грохотавшую где-то далеко войну с Японией, на Волхонском шоссе под Петербургом состоялась четвертая ежегодная всероссийская автомотогонка "Волхонская верста". В ней впервые приняли участие женщины, выступавшие в отдельном зачете, а также впервые в России был преодолен символичный скоростной рубеж в 100 км/ч.
К сожалению, как и во всех предыдущих аналогичных соревнованиях, первое из которых прошло в 1901 году, ни один скоростной автомобиль или мотоцикл российской марки в этой гонке не участвовал, поскольку их попросту не было. Автомобильная промышленность в России фактически отсутствовала, равно как и собственные конструкторские разработки в данной области.
Если в Западной Европе и США счет ежегодно выпускаемых автомобилей шел уже на десятки тысяч (в одной только Франции в 1903 году было собрано более 30 тысяч автомашин различных классов), то Россия в этом отношении, пока еще, соответствовала "золотой дремотной Азии", Африке и Латинской Америке.
Почти все машины, колесившие по ее дорогам, были импортными, за исключением нескольких маломощных самоходных экипажей, собранных в местных полукустарных мастерских, оснащенных иностранными двигателями и являвшихся копиями зарубежных образцов. И в дальнешие дореволюционные годы отставание Российской Империи от Запада в деле автомобилизации продолжало нарастать, несмотря на появление в конце "нулевых" первых отечественных автозаводов.
Сложно сказать, насколько успешно удалось бы решить эту проблему, если бы не известные события 1917 года. На сей счет есть разные мнения. А на заставке — французский гоночный автомобиль "Ришар-Бразье" образца 1904 года с мотором в 50 лошадиных сил, аналогичный тому, на котором русский водитель Александр Солдатенков выиграл гонку, развив скорость 106 км/ч. К сожалению, снимок сделан не у нас, а во Франции. Фотографий российских автогонок 1904 года и их участников мне найти не удалось.
Второе место с большим отрывом от лидера занял француз Сибильо на французском же автомобиле "Гоброн-Брилье" с 25-сильным двигателем, разогнавшийся до 72 км/ч. Увы, фотография отсутствует. А внизу — обладатель третьего места — опять-таки французский паровой (!) болид "Серполле" достигший скорости 63 км/ч. Впрочем, я не уверен, что это именно та модификация.

Далее — автомобиль "Ришар", идентичный тому, на котором француженка мадам Альтон победила в женской гонке со скоростью 32,5 км/ч. Думаю, о его стране его происхождения вы уже догадались.

И наконец — победитель мотоциклетной гонки — бельгийский супербайк "Саролеа" с мотором аж в шесть лошадиных сил. Его наездник — француз Франсуа Донье преодолел мерную версту на скорости 76 км/ч. Этот всероссийский мотоциклетный рекорд продержался до 1913 года.

|
</> |