Ода вольности
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Думаю, многим приходилось слышать что-то вроде, мол, ну, конечно, им хорошо, ведь английской демократии больше восьмисот лет. Видимо, в основном имеется в виду принятая в начале тринадцатого века так называемая «Великая хартия вольностей».
Это, конечно же, всего лишь растиражированная легенда, а по сути, полная чепуха. Действительно любопытный, даже в какой-то степени экзотический и вправду имевший большое историческое значение документ, подписанный тогда Иоанном Безземельным, не имел никакого отношения к демократии, что в древнем, ещё греческом понимании, что в современном либеральном. Желающие приложить небольшое усилие, чтобы продраться через языковые изыски того времени, могут без особого труда в этом убедиться самостоятельно, текст общедоступен.
Но там и в самом деле было нечто очень важное и принципиальное. Это право баронов на бунт. То есть, да, власть монарха под сомнение не ставится, Боже, храни короля и всё такое прочее, но вот только борзеть не надо. Следует соблюдать баланс интересов. Ты тут не один и не следует доводить до греха. Естественно, ни о какой «власти народа» речь не идет. Просто бандит не должен быть единственным. А когда их много, всё-таки есть шанс, что они не дадут друг другу дойти до полного беспредела.
И в какой-то степени именно за счет этого остров Великобритания с окрестностями надолго стал именно тем «плавильным котлом», куда стекались самые креативные и пассионарные (терпеть не могу этот термин, но для простоты позволю себе сейчас воспользоваться) люди Европы, создавая великую нацию, оформившуюся как англичане.
Но через несколько веков эта функция переместилась за Атлантический океан на новый континент. И уже во второй половине века восемнадцатого там стали создавать государство нового типа, которое потом и превратилось в самое сильное, богатое и великое на планете.
Почему это произошло и в чем, собственно, гениальность Отцов-основателей? Да, можно сколько угодно рассуждать о влиянии идей Монтескье на американскую Конституцию, можно искать ещё множество исторических, экономических, политических и философских корней, но практического смысла в этом немного. Хотя он очень простой. И истоки его, если не идеологически, то духовно лежат в той самой Великой хартии вольностей.
А дело в том, что в подавляющем большинстве случаев государственные системы, причем вне зависимости от уровня авторитарности, тоталитарности или «демократичности», основывались на том, что человек по сути хороший. А только всегда ему что-то мешает и жить нормально, и проявлять в себе это самое хорошее. Дьявол, внешние враги и нанятые ими внутренние, плохие бояре, помещики-мироеды, буржуи-эксплуататоры, на крайний случай жиды, короче, какая-нибудь пакость всегда найдется.
А тут мужики постарались в основу заложить совсем другое, прямо противоположное. Что человек – это фундаментально полное дерьмо. Он в основном корыстно стремится к власти. И чем выше ступеньки социальной лестницы, тем больше концентрированной дряни на них скапливается. В результате на самом верху оказываются и начинают управлять страной совсем уж бессовестные отморозки. И есть только один способ предотвратить в этой ситуации неминуемую постоянно повторяющуюся катастрофу.
Способ тот самый, примитивный, про «много бандитов». Эти семеро далеко не глупых и даже в чем-то талантливых ребят, конечно, ничего особо нового и сверхъестественного сами не придумали и не изобрели. Но они умудрились очень ловко и эффективно сформулировать и внедрить на практике систему «разделения властей». То есть, если совсем просто, пусть будут банды, но не меньше трех и максимально независимые друг от друга. Тогда они начнут друг друга сдерживать и в результате необходимости договариваться не потеряют полностью чувство реальности.
Кстати, мы в основном имеем в виду обычно только законодательную, исполнительную и судебную, но на самом деле за прошедшие столетия в эту систему вписалось на тех же принципах ещё много более мелкого, но достаточно важного. Например, при всей обычно декларируемой в большинстве современных стран «независимости» Центробанков, сложно найти ещё какое-либо государство, где бы эту функцию выполняло да, с особым статусом, но, по сути, частное акционерное общество с таким уровнем реальной независимости.
Ну, и, наверное, стоит упомянуть двадцать вторую поправку. Отцы-основатели то ли не захотели, то ли не смогли её изначально сформулировать, понадеявшись на заложенную ими же традицию. Но общество в конце концов решило и эту проблему на основании принципиально заложенных в свое устройство принципов.
А вы можете и дальше сколько угодно блажить про «кырдык Америке» и предвкушать крах доллара. Мне же остается только вспоминать Бабеля:
«Но почему же один Беня Крик взошел на вершину веревочной лестницы, а все остальные повисли внизу, на шатких ступенях?
Что сделали бы вы на месте Бени Крика? Вы ничего бы не сделали. А он сделал. Поэтому он Король, а вы держите фигу в кармане.
Теперь вы знаете все. Вы знаете, кто первый произнес слово "король". Это был Мойсейка. Вы знаете, почему он не назвал так ни одноглазого Грача, ни бешеного Кольку. Вы знаете все. Но что пользы, если на носу у вас по-прежнему очки, а в душе осень?..»
|
</> |