Образовательный кризис - спутник кризиса демографического

топ 100 блогов anlazz28.09.2023 В прошлом посте  было сказано, что в современном обществе наличествуют две очень важных проблемы, ставящих вопрос о самом существовании этого общества: проблема "физического воспроизводства людей" - то есть, увеличения рождаемости выше "проклятой двойки". И проблема с превращением уже родившихся людей в т.н. "рабочую силу", нужную для существования общества - то есть, проблема с образованием. Причем, если первую еще пытаются решать - пускай и неудачно - то со второй дело обстоит намного хуже.

В том смысле, что она - эта проблема - до сих пор еще недостаточно отрефлексирована социумом. (По существу, только в последние годы о ней начали говорить - но не более того.) Данный момент может показаться странным: ведь все знают, что пресловутые "образовательные реформыв" как начались лет сорок назад (в нашей стране, в других странах, впрочем, так же можно говорить о примерно таком же сроке), так и продолжаются. В результате чего было опробовано огромное количество "педагогических методик", было придумано множество целых "педагогических концепций" и написано огромное количество монументальных трудов. Впрочем, так же все знают, что "воз" и ныне на том же месте (на самом деле нет) - то есть, образование реформируют-реформируют, но так и недореформировали до чего-то приличного до сих пор.

Однако есть тут некая тонкость, которая все очень сильно меняет. Дело в том, что указанный вопрос не даром назван не просто "кризисом образования" - а "кризисом воспроизводства рабочей силы". То есть, той основы, на которой базируется само существование общества, которая, собственно, и позволяет "голой обезьяне" выживать в условиях практически всей планеты - и не только. То есть, речь идет о том, что надо не просто "давать детям знания", но о том, что надо превращать их в полноценных участников общественного трудового процесса. (Общественного производства.)

А с этим ситуация сейчас при внимательном рассмотрении оказывается совсем плачевной. Потому, что если формальным критериям "образованного человека" современные "выпускники" (в широком смысле слова, включающем и закончивших вуз студентов, и тех, кто получил менее фундаментальное образование) пусть не сказать, что слишком блестяще, но все же удовлетворяют, то вот с возможностью "прям так взять - и начать работать" дело у них обстоит не очень хорошо. А точнее - что еще неприятнее - эта возможность падает от поколения к поколению! При том, что на первый взгляд все должно быть наоборот: сейчас и информации на несколько порядков больше - это будущие специалисты прошлого должны были просиживать часами в библиотеке, выискивая редкие крохи нужных знаний, сейчас же спросил Гугл, и получил все что надо. И оснащенность школ-вузов много больше - одна возможность показать "ролик с процессом" вместо скучного рассказа со смазанными картинками чего стоит! Ну, и вообще, современные молодые люди не из глухих деревень и рабочих поселков происходит - у них сейчас родители через одного с высшим образованием. (Да и "крутить хвосты коровам" - то есть, помогать по хозяйству родителям, что было нормой лет 50 назад - давно уже нет потребности.)

Но нет, не выходит каменный цветок! И вместо того, чтобы ожидаемо превзойти своих "отцов" в плане способностей - ну, а как может быть иначе в условиях, когда общество все богатеет и богатеет, в том числе и в информационном плане - новые поколения начинают вызывать у них ("отцов") вначале удивления, а затем уже и возмущение. Доходит до смешного, кстати: казалось бы, "поколение Z" родилось с компьютером на столе и смартфоном в кровати! И значит, оно должно все эти "кибернетические штучки" знать, как свои пять пальцев! Но нет - все чаще оказывается, что за пределами некоторых простых функций "новое поколение" ничего не видит. Даже уставновка Windows для него - дело профессионалов. (А качать с торрентов - какое-то запредельное хакерство. В особенности если через VPN.)

Впрочем, все это - просто мелочи по сравнению с главным. С тем, что чем моложе поколение, тем более оно оказывается отчужденным от получения реальных знаний и умений, необходимых в работе. В том смысле, что - как уже сказано выше - формальные критерии они (поколения) проходят, но вот реально сделать чего-то... Кстати, это на самом деле давняя проблема - уже "поздние Иксы", выпускаясь из вузов, оказывались непригодными к "немедленному" началу трудовой деятельности. Им надо было "втянуться" - то есть, "настроить" свою мотивацию на создание чего-то полезного. (А не просто "сидения на парах".) То есть - вопреки тому, о чем любили (да и любят сейчас) говорить все "критики образовательной системы" - главный вопрос в данном случае состоит не в том, что "знания дают не те" или "знания дают не так". (Знаменитое: "школа учит ненужным вещам - химии и физике, в то время, как надо учить финансовой грамотности и написанию резюме".) А в том, что ни школа, ни вуз не позволяют создать модель поведения, нужную для производственной деятельности. (Кстати, те немногие, у которых "это" получилось, оказываются вполне пригодными для рабочей деятельности - да, такие выпускники так же, есть, но в общей массе их мало. Однако это, в любом случае, показывает: проблема совсем не в том, о чем обычно думают.)

И именно это, собственно, и деградирует - а вовсе не "передача знания", о которой так заботятся разного рода "реформаторы", стараясь "набить" образовательную систему разнообразными "современными методами". Именно поэтому современные люди, имеющие возможность получить любую информацию одним нажатием кнопки, делают это гораздо реже, нежели прошлые поколения, которым приходилось просиживать в библиотеках. Причем, что забавно, в нашей стране оказывается, что ситуация еще неплохая - относительно других развитых стран. Потому, что в последних тут просто ужас: молодые поколения являют собой людей, прекрасно знающих "свои права" и умеющих вырывать "вкусные куски" друг у друга любыми - порой даже совершенно неожиданными - методами. (Ну да: как вам идея "отрезать яйца - и стать трансом" для того, чтобы пользоваться льготами и квотами для "трансов"? Думаю, одна мысль об этом вызывает отвращение. А западная молодежь активно этим пользуется...) Но вот к какой-либо созидательной работе они оказываются непригодными. Любая же достаточно сложная и ответственная деятельность вызывает у них ужас....

Точнее - еще вчера вызывала. Теперь же данная категория активно берется за все, но исключительно в "игровой форме": попробуем - вдруг "заработает". А если не "заработало" - а как правило, именно указанное и происходит у людей, которые относились к получению знаний по принципу: "главное резюме писать научиться, физика и химия, ну а затем сопромат и материаловедение обойдутся!" - то впадают в истерику и требуют к себе любви и прощения. Потому, что у них лапки! Собственно, с "ковидом" в развитых странах случилось именно это: "борцы с эпидемией" сделали все возможные и невозможные ошибки, что привело к огромной смертности. И вдобавок - еще и не отработанную технологию mРНК умудрились в вакцинах использовать! Хотя формально образование у всех этих лиц достаточно хорошее: они, как правило, "закончили лучшие вузы" - правда, при это скорее тусовались там, как большая часть современных студентов, а не учились - а порой имеют и научные степени!

В любом случае можно сказать: той ситуации, которая была в недалеком прошлом - в которой образовательная система выпускала полноценных работников, умеющих и работать, и учиться - уже нет. И, как не печально, исправить ее так же тяжело, как и получить "положительную рождаемость". Потому, что деградировала сама образовательная система, основу которой уже составляют люди с теми же проблемами. (Как уже было сказано, данная беда присутствует уже у "Иксов", т.е., лиц начиная с 1960 г.р.) А значит - стоит вести только об усилении проблем, причем решить их невозможно ни усилением финансирования. (Ну да: чем больше платят в образовательной системе, тем больше там лиц, для которых главным умением становится "вырывать или вымаливать вкусные куски".) Ни какие-то "технические усовершенствования" - вроде развития мультимедийных и иных систем. (Сейчас даже синхрофазотрон поставь в школе - вряд ли вызовешь у учащихся какие-то эмоции.) Ни "организационные реорганизации", ну и т.д., и т.п.

Короче, ситуация та же, что и с рождаемостью. Когда, на первый взгляд, все просто: "у людей нет денег - они и не рожают". Но на самом деле мы имеем дело с очень сложным, и очень неочевидным процессом, не управляемым "прямыми методами". И связанным с тем фундаментальным переходом, который претерпевает человечество после Великой Революции 1917 года. Но понятно, что говорить об этом надо уже отдельно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Интересная статья в Washington Post об изменении критериев. Что для людей было важно в браке в 1939 и в 2008 году Для женщин: И для мужчин и для женщин теперь целомудрие на последнем месте для мужчин ...
Дочка попросила папу сделать ей на утренник костюм канарейки:"25-го утром, ...
Судя по делам, которые заводят за "Оскорбление чувств верующих", все кощунствующие граждане - редкие идиоты. К примеру, блогер Соколовский, ловивший в Храме-на-Крови покемонов, нарушил условия домашнего ареста, и сейчас сидит в СИЗО. Причина - очень хотелось с девушкой встретиться. Теперь ...
Пловец Абдулварис Карими отличился на Международном фестивале университетского спорта в Екатеринбурге, где у него свело ногу во время заплыва. Арабский сегмент соцсетей угарает по полной, многие не советуют этому студенту возвращаться в Афганистан.(с) ... а по мне, так молодец - учится, ...
Марэ-Милтон ( 1872-1944) большой жизнелюб и полотна его написаны с легкой улыбкой. Впервые представив свои картины на парижском Салоне в 1898 году, Марэ-Мильтон становится его постоянным экспонентом. Марэ-Милтон жил в пригороде Парижа, в Севре, практически не ...