Образование и принуждение

топ 100 блогов sapojnik07.09.2012 Удивительная особенность в наших диалогах об образовании: люди готовы обсуждать что угодно, но один аспект старательно обходят стороной. Причем все: и записные либералы, и оголтелые «государственники», и совколюбы, и русофобы.

Я напомню кратко содержание предыдущих серий. Мы вместе думали, как решать самую острую проблему современной школы – проблему того, что делать с детьми, которые не желают учиться, не хотят осваивать школьную программу, в основном под предлогом «я знаю, что мне эти знания в жизни не пригодятся». Как ни странно, разговор постоянно бьется между двумя противоположными подходами:

1. Всех «нежелающих» надо сепарировать из школы – то есть выкидывать их в какие-то специальные отстойники, «школьные гетто», или просто на улицу, словом, ставить на них крест – пусть вырастают малообразованными, главное, пусть не мешают «хорошим детям».

2. И второй подход – более «человеколюбивый»: его немногочисленные адепты говорят, что выкидывать «плохишей» не надо, а надо, чтобы учителя при помощи своего невероятного энтузиазма и педагогического дара могли увлечь своими предметами даже самых отпетых – иначе, мол, нафига такие учителя, не владеющие искусством «положительной мотивации»?

Наконец, есть третий подход - который никому не нравится, но который при этом является столбовой дорогой российского образования, просто потому, что его придерживаются все последние 20 лет так называемые "российские реформаторы образования", плотно контролирующие Минобр все эти годы. Его суть в том, чтобы в максимальной степени упростить и выхолостить все требования школьной программы, ввести такие "стандарты образования", при которых большинство предметов "добровольны", а учиться можно практически в факультативном режиме. Естественно, такой подход имеет то неоспоримое преимущество, что при нем проблема "нежелающих учиться" снимается автоматически.

Первый подход пугает будущим – неясно, что делать с «плохишами», которые рано или поздно выберутся из «отстойника» в большую жизнь; а второй перегружает романтическими ожиданиями настоящее – ясно, что в нем днем с огнем не найти необходимого количества гениальных учителей, способных «зажигать» даже откровенное «дерево».

Но люди упорно ходят туда-сюда между этими тремя соснами, упорно игнорируя ЧЕТВЕРТЫЙ путь. Хотя он, казалось бы, самый очевидный.

Речь, понятно, идет о ПРИНУЖДЕНИИ. Суть подхода отражена в известном, очень популярном в армии выражении: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»

Так вот: об этом ВООБЩЕ НИКТО не говорит! По крайней мере, у меня в ЖЖ – хотя тут, вы же знаете, собирается самая разная по убеждениям публика. Никто до сих пор не задал элементарного вопроса: «Простите, а что это такое вообще – какой-то там подросток, вишь ли, не хочет учиться? Математика ему «не пригодится»! Литература «не нужна», Лев Толстой «устарел»! А почему, собственно, не сломать всех этих «нежелающих» через колено?»

В самом деле – почему?

Еще понятно, почему такие мысли не высказывают «либералы» - им вроде как такое по статусу не положено; но почему и от «государственников» такого не услышишь? Им-то, казалось бы, сам бог велел!

А вот я, хоть и либерал по убеждениям, не вижу в идее «принуждения к образованию» никакой крамолы или забвения устоев либерализма. Наоборот: хорошее школьное образование – это как раз гарантия свободы в современном обществе. Ученик, не достигший 18 лет, еще не полностью дееспособен. Однако, отказываясь от образования, он обрекает себя на пребывание в низах общества. Самое печальное, что недополученное в школе крайне сложно, а порой и невозможно «наверстать» в более зрелые годы. Есть в психологии такое понятие – «сензитивный период»: скажем, птенец может научиться летать только в определенном возрасте, а если время по каким-то причинам упущено – всё, летать он так толком и не научится.

Если мы принимаем идею принуждения как таковую, дальше остается вопрос технический – как лучше это самое принуждение осуществить. Если задействовать в этом благородном деле репрессивный аппарат государства – задача не кажется такой уж невыполнимой. Задача проста: сделать так, чтобы «не учиться» было страшно, больно, в крайнем случае – неудобно и неприятно.

Какие будут предложения?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
10.6 миллионов евро на микроконцентраторы от Insolight Новость . Как работатет (кликабельно): Т.е. сверху дешевые линзы (но тоже стоят хороших денег!) и во время дня линзы и солнечные элементы двигаются относительно друг-друга. Есть рекордный КПД: Пишут , что можно так ...
Здравствуйте, все. Я устала от своей профессии и больше не люблю свою работу. Ситуация осложняется тем, что у меня профильное образование, я делала карьеру, много сил вложила в рост компетентности в этой сфере, и по итогам -- я не умею ничего другого. А от того, что умею, меня качественн ...
Удивительно, сколько раз я прочитал и услышал, что "короновирус со временем потеряет свою злобность и превратится в обычный насморк". Ребятки. Всё ровно наоборот. Давным-давно известно (совсем классика-классика, со времён Пастера), что вирулентность * (то есть патогенность) вируса в ...
В Италии, товарищи, очень хорошо! мы тут (женская половина норы и Катичка ) совершили женский 10-тидневный автомобильный набег на те части Италии, которые называется Эмилией, Тосканой и Лигурией. Тоскана была совсем краем и несколько неожиданно, ...
Любите ли вы Древний Рим? Если да, то у меня две новости. Возможно, многие их уже знают, но, если нет, то вот: 1. Художник Гарун Бинус с помощью ИИ и фотошопа создал цветные портреты римских императоров на основе их бюстов. Я покажу Траяна, но там есть еще несколько работ. ...