Об отношении к студентам

На вид это была самая обыкновенная тетенька лет пятидесяти - думаю, из числа тех доцентов, которые никогда не станут профессорами. Парикмахер, укладывая ей волосы, одновременно поддерживала беседу. Стандартные вопросы - где работаете? И как работа?
И тут тетенька, испустив скорбный вздох, который был бы очень кстати на сцене драматического театра, изрекла:
- Вы знаете, как у нас говорят: все бы хорошо, если бы не студенты.
Помню, я тогда чуть не подскочил на месте. Так какого черта ты работаешь в вузе, если тебе не нравится учить студентов?
С тех пор прошло много лет. За эти годы я не раз и не два слышал от преподавателей разного возраста, как им тяжело работать с "нынешней молодежью" и как они не любят это делать. Реакция у меня, однако, не изменилась: какого черта ты тогда не увольняешься?
Нет, вопрос, конечно, риторический, и ответ на него очевиден. Ходить на работу пару раз в неделю и при этом считать себя "интеллектуальной элитой" - это так просто и непыльно. Остальное время можно лежать на диване и размышлять на темы "Васисуалий Лоханкин и трагедия русской интеллигенции". Или, к примеру, мотаться по конференциям, писать в изобилии пустопорожние статьи и искать гранты, изображая бурную научную деятельность. А тут какие-то студенты мешаются...
Любопытно, что то же самое представление можно встретить и у самих студентов. Помню, как несколько лет назад случайно встретился в аэропорту со своей бывшей студенткой. Обменялись стандартными для такой ситуации фразами. А потом она спрашивает: "Вас, наверное, нынешние студенты достают?" С сочувствием и даже немного виновато. И такой вопрос в аналогичной ситуации задает не только она и не только мне. Люди словно искренне полагают, что естественное чувство любого преподавателя по отношению к студентам - это глубокое раздражение.
Спору нет, отдельные студенты - и даже целые группы - порой раздражают очень сильно. Но если человеку не нравится учить студентов, не доставляет удовольствия сам процесс обучения, если он плохо относится к студентам как таковым - ему не место в вузе. Потому что, даже будучи большим ученым, он никогда не сможет найти со студентами общего языка, и его занятия принесут больше вреда, чем пользы.
Теперь вопрос посложнее и посерьезнее - а как преподавателю нужно относиться к студентам?
Два ключевых слова - доброжелательно и с уважением. Не надо "любить студентов" - мне не нравится это словосочетание, за ним часто скрывается потакание обучающимся и поиск у них дешевой популярности. Я им, в конце концов, не мама, чтобы любить. Надо именно хорошо относиться и уважать.
Даже если студент без особого рвения изучает предмет - это его право, его выбор. Он, в конце концов, взрослый человек. Считать его полным дебилом и своим личным врагом только на том основании, что он не очень аккуратно посещает твои лекции - верх глупости и больного самолюбия со стороны преподавателя. А ведь такое, к сожалению, встречается сплошь и рядом.
Если преподаватель по-доброму и с уважением относится к студентам, он, как правило, может уверенно рассчитывать на взаимность. В этой ситуации даже строгость и плохие оценки (естественно, обоснованные) воспринимаются студентами нормально.
Конечно, уважать и хорошо относиться ко всем не получится. Среди студентов есть люди, которые по-человечески никакого уважения не заслуживают. Именно они чаще всего отнимают кучу времени и портят нервы. Но воспринимать их нужно как исключения и ни в коем случае не переносить негативные эмоции от общения с ними на других, ни в чем не повинных.
Студенты должны чувствовать, что для преподавателя они - не пустое место, не досадная обуза и не строчки в ведомости, а живые люди. Если студент обращается с просьбой, которую ты по каким-то причинам не можешь выполнить, недостаточно сказать "нет" или "не положено". Нужно объяснить, почему ты не можешь этого сделать, и попробовать найти компромиссный вариант. Даже если это не получится, у студента все равно останется уверенность в том, что тебе не наплевать на него и его интересы.
В идеале такое отношение к студентам должно присутствовать у преподавателя естественным образом. Но никто из нас не идеален, и поэтому порой приходится контролировать самого себя. Это непросто, особенно для людей эмоциональных. Но это необходимо - в том числе и для того, чтобы успешно выполнить свою преподавательскую задачу. Потому что отношение к предмету во многом зависит от отношению студента к преподавателю, а отношение к преподавателя - от того, как этот преподаватель относится к студентам.
|
</> |