О важнейшем изменении в истории человечества 3

В том смысле, что всем уже должно было стать понятным, что изменения, произошедшие в мире после условного 1917 года, являются фундаментальными. И значит, пользоваться социальными механизмами, прекрасно работавшими до этого, нельзя. Подобный момент в полной мере касается «вопроса о власти», которая в течение нескольких последних тысячелетий целиком и полностью принадлежала «силовикам». (Кшатриям, аристократам, дворянам – т.е., лицам, имеющим своей «специализацией» совершение насилия над всеми остальными.) Конечно, в некоторой мере эти кшатрии-аристократы «разбавлялись» брахманами-жрецами, однако сути это не меняло. (Во-первых, жрецов было немного, а во-вторых, они так же достаточно сильно были связаны с «механизмами насилия».)
Так вот: как уже говорилось, теперь это невозможно. По той простой причине, что теперь государство не может существовать «поверх» общества, занимаясь только изъятием (силовым) прибавочного продукта, производимого массами, а так же «удержанием» этих масс в узде. (Поскольку последним вряд ли может понравиться подобное положение.) Ну, может быть еще борьбой с другими претендентами на данное место – начиная с банальных бандитов и заканчивая соседними государствами. Напомню, что именно это – т.е., изъятие продукта у народа и оборона этого продукта – было в течение веков основным «занятием» для государственного аппарата, формируя его основные особенности.
Но в настоящее время «жить вне производства» уже не получится. Потому, что указанный прибавочный продукт теперь производится не «народными массами» в прежнем понимании, а мощными и сложными производственными системами, включающими в себя и государство. Более того – сейчас проблемой становится само воспроизводство «народных масс», которые давно уже не плодятся, подобно кроликам в природе. (Правда, и не мрут похожим образом – но в данном случае это не важно.)
Все это делает прежние модели «общественного управления» неадекватными. Причем, касается это не только монархий и «аристократических республик» - но и более современных республик буржуазных. С их ориентацией на «экономику» – в смысле, на систему общественного производства, на те самые сложные производственные системы. Поскольку теперь это недостаточно – теперь необходимо государственное управление, ставящее своей целью, в первую очередь, «воспроизводство людей». Той самой рабочей силы, без которой любые, даже самые совершенные производственные системы оказываются бессмысленными.
Кстати, последний момент мы можем прекрасно наблюдать своими глазами на примере т.н. «Мира белого человека» - развитых стран Европы и США – которые в течение нескольких веков (если говорить об Европе) господствовали над всем остальным миром. Превращая его в свои колонии и полуколонии – с соответствующими результатами. При этом основой подобной гегемонии было именно то, что до определенного времени именно тут были созданы системы, позволяющие максимально эффективно создавать нужных себе квалифицированных работников. Проще сказать – была построена более-менее работоспособная образовательная система в совокупности с системой науки и техники.
Причем, это положение сохранялось вплоть до последних трех десятилетий. Правда, тут сразу стоит сказать, что где-то с середины 20 века развитие образовательной – да и здравоохранительной – системы западных стран происходило исключительно из-за давления извне. Из-за той самой «Советской тени», о которой так много говорилось в данном блоге. Однако сути подобная особенность не меняла: именно наличие должного количество ученых и инженеров позволяло т.н. «развитым странам» иметь возможность диктовки своих условий для всех остальных.
Тем не менее, именно по причине «внешней инициации» указанная система «воспроизводства людей» воспринималась обществом, как избыточная. И поэтому после 1991 года – когда «Советская тень» исчезла – начался ее демонтаж, приведший к тому, что в настоящее время западные государства, во-первых, не могут производить нужное им количество выскоквалифицированных кадров. (Что, в свою очередь, резко ограничивает их в развертывании новых производств.) Более того: начавшийся еще в начале 1980 «скрытый демонтаж» социальных благ – вроде остановки роста реальной заработной платы, а затем начале ее снижения – привел не просто к снижению количества высокообразованных кадров, а к сокращению числа жителей данный стран вообще.
А значит – поддерживать высокий уровень производства для Запада оказалось проблематичным. В противовес этому страны Юго-Восточной Азии – прежде всего, Китай – напротив, в последние десятилетия осуществили мощный рывок в области «человековоспроизводства». (Кстати, вдохновленные той же «Советской тенью» - только уже в опосредованном виде.) В частности, они сумели создать ту самую «научно-техническую» образовательную систему, которая необходима для успешного функционирования современного общественного производства. (В то время, как Запад в течение последних трех десятилетий «игрался» с т.н. «гуманитарной сферой», делая акцент на разработке методов «подчинения людей» и «манипуляции» ими - то есть, на той самой «классической» задаче, которая вот уже более ста лет перестала быть актуальной.)
Результат, думаю, всем налицо. В том смысле, что – несмотря на фантастические «накопленные ресурсы», доступные Западу до сих пор – «страны Белого человека» практически открыто демонстрируют неспособность к технологической самостоятельности. (К той самой «реиндустриализации», которая вот уже лет десять является главной целью западных элит – но при этом все шаги в этом направлении регулярно проваливаются.) Более того: начавшаяся в 2020 году мировая эпидемия коронавирусной инфекции показала, что и в «медицинско-санитарной сфере» возможности текущих гегемонов довольно слабы. В отличие от пресловутых «азиатов», кои провели все противоэпидемические мероприятия крайне эффективно.
В результате чего в том же Китае наличествует полный контроль над ситуацией: всего 4,6 тысяч умерших на почти полторамиллиардную страну, и при этом очевидный
экономический рост в 2,3% за 2020 год. (В 2021 рост планируется в 8%!) Для сравнения: «флагман свободного мира» в лице США имеют 793 тысячи убитых «короной» на 329 миллионов человек, и экономический рост в -3,5% в 2020 году. И это еще не учитывая того, что «китайское развитие» происходит в «физическом плане»: строятся новые транспортные магистрали (включая высокоскоростные), заводы и фабрики, электростанции и целые города, осваиваются самые высокотехнологические области –начиная с собственного производства процессоров и заканчивая созданием новых типов ядерных реакторов. А экономика США продолжает оставаться «бумажным тигром» - ее мощь проявляется исключительно в высоких котировках акций на соответствующих биржах. (Судя по всему, единственный в Штатах, кто хоть что-то делает «физически» - это Маск со своими ракетами.)
То есть, можно сказать, что «экономическая» ориентация Запада – со всеми его биржами, курсам, акциями и прочими «показателями эффективности», определяющими главной задачей зарабатывание максимального количества денег – откровенно проигрывает «южноазиатской» ориентации. Которая ставит одной из своих целей именно что формирование образованной и здоровой рабочей силы, способной стать «генератором» новых производственных направлений. (Кстати, еще более примечательным тут является пример КНДР – страны, находящейся в ужасных условиях, но при этом так же продолжающей развиваться безо всяких скидок на эпидемию.)
Разумеется, тут сразу стоит сказать, что указанная цель – только одна из множества, при этом другие так и остаются экономическими. Тем не менее, даже в таком варианте она показывает свою эффективность в плане обеспечения высокого уровня развития социума. Что же говорить про общество, в котором «воспроизводство человека» становится главной задачей?
Впрочем, об этом будет сказано уже в следующем посте.
|
</> |