О важнейшем изменении в истории человечества

топ 100 блогов anlazz07.12.2021 На самом деле остается только удивляться, как важнейшая особенность современного мира – в данном случае, мира, который сформировался после Второй Мировой войны – кардинально отличающая его от того, что было во всей остальной «человеческой истории», оказывается незамеченной большинством. Речь идет о том, что в течение тысяч лет воспроизводство людей – т.е., источников рабочей силы, если говорить с политэкономической точки зрения – происходило «автоматически». Как уже было сказано в прошлом посте: люди не стоили ничего. Вообще ничего.

То есть, любым «социальным акторам» - разного рода князьям, царям, королям, графам и баронам - не нужно было делать ничего для того, чтобы иметь себе «субстрат для питания». Ну, разве что защищать от других желающих «питаться», и, в лучшем случае, несколько ограничивать свои «аппетиты» - для того, чтобы и самим «мужичкам» чего-то оставалось. Если эти условия соблюдались  - т.е., если барин особо не наглел, и при этом разного рода супостаты не нападали – то рост населения происходил по «природному типу». В смысле: народ начинал плодиться и размножаться по экспоненте.

Разумеется, этот процесс был не таким быстрым, как в компьютерных играх – где используется подобная модель. Поскольку из 8-10 рождающихся детей до взрослого состояния доживало не более половины – и это еще было очень, и очень хорошим результатом. (Обычно периодически случающиеся эпидемии уполовинивали и оставшееся потомство.) Тем не менее, воспроизводство людей было расширенным, и население потихоньку росло. Поэтому можно было без проблем изымать с него все больший и больший прибавочный продукт, увеличивая богатство господ и мощь государства. (Единственной проблемой тут было то, что и число господ так же росло – причем, в связи с улучшенным уровнем жизни еще активнее. Но в данном случае этим вопросом можно пренебречь.)

Так жило человечество веками: . Теми веками, которые считаются нами, собственно, «историей», и которые изображены в бесчисленных творениях «культуры» - книгах, картинах, пьесах и т.д. Где крайне немногочисленная категория «господ», собственно, и занимается всеми «человеческими делами» – политикой, искусством, войной, мудроствованием и.д – а все остальные существуют в «полуживотном режиме» субстрата для этих господ.  Однако – как так же уже не раз говорилось – в середине позапрошлого столетия ситуация начала меняться, а в середине столетия прошлого – изменилась кардинально. В том смысле, что, во-первых, «просто так», без «внешних вложений» в образование, использовать людей стало невозможно. А, во-вторых, получив данное образование, человек стал «плодиться и размножаться» довольно неохотно. (Особенно это касается образования женского.) В результате чего количество рождений на женщину начало падать до вначале до 2-3, а затем и до 1-2.

Подобное положение означает только одно: то, что использование традиционных, воспетых во всей мировой культуре, систем отношений становится невозможно. Поэтому путей у человечества оказывается только два. Первый путь – это сознательная деградация, обрушивание основной массы населения снова в состояние варварства, в состояние «природы», при котором становится возможным прежний тип воспроизводства. (Подобный тип «выбрали», например, среднеазиатские республики бывшего СССР.) Недостаток данного пути, впрочем, очевиден: как уже говорилось, сложное производство в нем невозможно. Кто сталкивался с «гастарбайтерами» из той же Средней Азии, примерно должен представлять: как этот момент проявляется. При этом стоит понимать, что данное состояние – еще начало «пути»: нынешние мигранты получают еще какое-то образование, да и живут с мире уходящей «советской цивилизации». Так что уровень миропонимания у них еще неплохой – дальше будет много хуже.

Ну. а второй путь – это создание совершенно иных форм общественных отношений, для которых воспроизводство людей станет главнейшей задачей. Не «нужной, но второстепенной» по сравнению с экономикой, а так же «действительно важными вещами», вроде культуры, традиций  и прочих «скреп» - а основным направлением человеческой деятельности. Входящим вместе с преобразованием природы под возможности человеческого выживания в базис общества.

На самом деле это, разумеется, наблюдается уже сейчас – например, через наличия «медицинского сопровождения» каждого ребенка, начиная еще с беременности матери. Ну, там, постоянные медостмотры – в первое время жизни особенно частые – а так же обязательный календарь прививок, ну и т.д., и т.п. Мы, разумеется, настолько привыкли к подобным вещам, и они нам кажутся естественными. Но еще во времена Толстого и Чехова ничего даже похожего в мире не было: тогда врач приходил исключительно к больным. Причем, в значительной мере, к больным уже безнадежно – поскольку ранней диагностики или не существовало, или она была бесполезна в связи с отсутствием возможностей лечения. (Скажем, тот же туберкулез был неизлечимым по умолчанию, а лечение сифилиса начиналось тогда, когда болезнь уже переходила в конечную фазу.) О том, что надо ходить в поликлинику здоровым людям – имеется в виду, здоровым детям – тогда даже не заикались. Впрочем, и поликлиник тогда не было.

То же самое стоит сказать и про санитарно-эпидемиологические меры. Нет, разумеется, ряд из них существовал – скажем, такая инновация, как устройство карантинов в случае  массовых эпидемий, была разработана еще в 17 столетии. (Но массово стала применяться только в веке XIX.) Тем не менее, это было достаточной редкостью, и использовалось только в случае сверхопасных заболеваний – вроде чумы или холеры – способных при полном отсутствии борьбы выкашивать до трети популяции. Во всей основной жизни же господствовала полная и всепобеждающая антисанитария. В рамках которой даже элементарные вещи – вроде необходимости мыть руки или кипятить воду для питья – не использовались по умолчанию. (Даже притом, что эта необходимость была хорошо известна.)

Поэтому надо только удивляться тому, как люди вообще выживали в то время, когда даже для благородного господина с доходами в сотни раз превышающими средние, было нормой «попить водички» из ближайшего водоема. (Спасал тут алкоголь, который «благородные господа» поглощали в лошадиных количествах. Разумеется, печень страдала, но опасность смерти от цирроза была много меньшей, нежели опасность смерти от холеры или дизентерии.) То же самое стоит сказать и об еде: обратной стороной «гастрономического изобилия» дореволюционного времени было полное отсутствие санитарного контроля. В результате чего еда просто кишела паразитами –конечно, убиваемыми тепловой обработкой, но последняя была не всегда: скажем, разнообразные балыки, копчености, колбасы, та же икра ее не проходили. (Да и кухня прошлого часто включала в себя обработку весьма условную – скажем, бифштексы с кровью, разнообразные тартары и прочее применение сырого мяса.)

Про банальную порчу от отсутствия холодильника я промолчу. Равно и про то, что очень часто в еду добавляли однозначно вредные вещества – вроде «свинцового сахара» или медного купороса. Поскольку, в любом случае понятно: выживать в подобных условиях могли только люди, прошедшие через частое сито естественного отбора, и имеющие зверский иммунитет. Впрочем, как уже было сказано выше, и это помогало мало: активно мерли во всех возрастах. (Другое дело, что в детстве – до «отсеивания» вероятность умереть была в десятки раз больше.) И эта ситуация была переломлена только в ХХ веке, ближе к его второй половине. Когда, с одной стороны, началось массовое внедрение «санитарных привычек» в массы – начиная с необходимости мытья рук и заканчивая отказом от хождения по публичным домам. (Кои до 1950 годов рассматривались, как «место естественного удовлетворения мужских потребностей». Ага – вместе с таким же «естественны» сифилисом, триппером и прочей гонореей.)

А с другой – началось массовое же внедрение в жизнь т.н. «санитарного контроля». Который охватил все – начиная с изготовления продуктов питания и заканчивая обустройством общественных мест. Да, разумеется, для людей прошлого это выглядело ограничением свободы – существенным ограничением, кстати. (Поскольку работа производителей еды традиционно не регулировалось.) Поэтому в свое время подобные вещи вызывали немало возражений: как говориться, столетиями люди «кормились» на рынках и трактирах безо всяких правил – и вдруг вот вам. Равно, как вызывали возмущения и иные санитарные меры – вплоть до необходимости мытья рук. (Да что тут: даже банальное хлорирование воды – которое, вообще, ничего не требовало от человека – вызывало реакцию в стиле «власти травят». Ну да: пить гнилую водичку с тиной и глистами – это вековая норма, а хлорка – это же яд, с ней надо бороться.)

А уж о том, как была встречена значительной частью населения описанная выше массовая диспансеризация детей – вместе со внедрением обязательного календаря прививок – надо говорить уже отдельно. Тут же можно только отметить, что сама мысль о том, что ребенок стоит какого-нибудь внимания, траты сил и средств, приживалось довольно тяжело – в особенности там, где еще недавно беременная жена должна была без вопросов метать стога или таскать тяжелые чугуны из печи. (Ну, а как иначе: главное хозяйство, а потомство в любом случае будет.) И только упорная борьба государства в совокупности с врачами и всеми теми людьми, которые были способны понять прогрессивность происходящего, оказалась способной ввести данную новацию в жизнь.

Но, разумеется, это было только началом. Поскольку в мире, в котором прохождение через указанное выше сито естественного отбора оказалось отключенным, вопрос о возможности «самостоятельного» сохранения здоровья людей оказывается крайне спорным. (При этом возможности полноценного осуществления трудовой деятельности в больном состоянии – как нередко было раньше – так же нет.) А значит – необходимо дальнейшее углубление «медицинской компоненты» общественного устройства, с указанным в начале поста вводом его в состав базиса.

Впрочем, не только его – однако о данном моменте будет сказано уже в следующем посте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
35-летние Ольга Волкова и Евгений Карлагин в пылу драки проломили перила балкона и навернулись со второго этажа. Культурно отдыхают в культурной столице. Исток. ...
На связи "привилегированная собеседница" Хуанита Тихановская. Лидер белорусской оппозиции призвала ЕС ускорить утверждение нового пакета санкций Реакция Европейского Союза и США должна быть «смелее и сильнее», чтобы она могла помочь положить конец правлению президента Беларуси ...
 Кент Монкман, один из самых плодовитых художников Канады, стоит перед группой моделей, пытаясь изобразить их лучшие впечатления от фильмов ужасов категории B.  Кент Монкман работает в студии ...
Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные ...
Астрахань 15 апреля 2012. Сторонники Шеина взобрались на братское захоронение времен Великой Отечественной войны. Место вообще знаковое - сначала там стоял памятник Александру Второму, царю освободителю. После революции там захоронили 180 ...