О важнейшем изменении в истории человечества 2

топ 100 блогов anlazz08.12.2021 Наверное, это надо еще осознать: то прошлое, которое было совсем недавно – скажем, в самом начале XX века – это совершенно иная реальность по отношению к современности. Реальность, в которой самые базовые компоненты – скажем, воспроизводство рабочей силы – имели  совершенно иные свойства, нежели сейчас. А значит – в обществе действовали совершенно иные модели поведения и социальные нормы, которые сейчас просто нереализуемы. Например – описанная в прошлом посте «норма антисанитарии», под которой следует понимать практическое игнорирование любых опасностей здоровью до тех пор, пока они напрямую не перешли в болезни.

Это проявлялось и в полном отсутствии диспансеризации: человек считал нужным обращаться к врачу только тогда, когда сил просто нет. (Причем, это касалось не только простолюдинов, но и господ.) И в полном невнимании к любым проявлениям санитарии – начиная с состояния продуктов питания. (Значительная часть которых употреблялась испорченной даже в относительно богатых домах: скажем, муку от мышиного дерьма просто просеивали, а в качестве мяса часто использовали солонину.) И, например, в полном отсутствием каких-либо строительных норм и правил, в результате чего жилища очень часто имели проблемы с вентиляцией инсоляцией и даже отоплением. Но зато все очень красиво украшалось и имели страшно «индивидуальный вид». (Недаром архитекторов учили, в основном, принципам эстетики, и лишь немного – инженерным наукам.)

Впрочем, практически все в «дореволюционном прошлом» было построено на принципе: «живи красиво, умри молодым». (Причем, не только в нашей стране.) В смысле, эстетика всегда и везде была на первом месте, а безопасность на последнем. Отсюда вытекало – помимо уже отсутствующей санитарии – так же полное игнорирование техники безопасности, правил дорожного движения (достаточно посмотреть хронику начала века, чтобы это понять), расчетов надежности конструкций – которые постоянно разрушались – ну и т.д., и т.п. Надо ли говорить, что в подобном мире люди рассматривались, как «одноразовый продукт» - не важно, шла ли речь о шахтерах или гусарах.

Это определяло и соответствующие модели поведения людей. Модели поведения, в рамках которых вопросы устроения окружающей реальности занимали немного места по сравнению с разнообразной мифологией. К которой относилась не только религия и суеверия, но и огромное количество  самых странных – на первый взгляд – ритуалов и традиций, пронизывающих жизнь даже представителей т.н. «образованных сословий». В выполнении которых и должна была состоять «идеальная жизнь» с т.з. людей того времени. Отсюда проистекали сложнейшие манипуляции, окружающие самые элементарные вещи – и при этом к их истинной «сути» часто не имевшие никакого отношения. То есть, не люди и их состояние было первичным по отношению к данным ритуалам и традициям – а наоборот, это ритуалы и традиции требовали соответствующего поведения людей. 

Например, для того, чтобы вступить в брак – в особенности, если речь шла о более-менее обеспеченных лицах – необходимо было пройти через длительный и сложный период «ухаживания», причем с минимальным «контактом» между субъектами. Ну да: то, что, собственно, и составляет чуть ли не большую часть «великой литературы» в совокупности с драматургией – все эти письма, редкие встречи, приемы и отказы (после которых некоторые даже завершали жизнь самоубийством). Ну, и следующие отсюда разнообразные страдания и драмы – которые на самом деле не только отнимали немало сил, но и оказывались бесполезными в плане проверки «психологической совместимости» будущих супругов.

В результате чего семейная жизнь «традиционного человека», как правило, являла собой нагромождение конфликтов и столкновений, сглаживаемых только высоким материальным положением – если говорить о господах. (Проще сказать, супруги в данной ситуации почти не пересекались друг с другом, а часто и вообще разъезжались в разные стороны. Тем более, что «за домом» смотрела прислуга, а пресловутый «секс» - если он бывал нужен – можно было очень дешево купить у проституток или содержанок.) Впрочем, у бедных было то же самое, только в «облегченном» варианте, но конфликты тут решались много проще: через рукоприкладство. То есть, мужик бил бабу всеми возможными предметами, желая свести ее к полностью бессловесному существу, вроде домашней скотины. (Правда, это редко когда удавалось: все же человек есть разумное существо – и поэтому «семейная жизнь» являла собой бесконечные конфликты и столкновения.) Ну, и баба – если была возможность – тоже лупила своего «благоверного». (Детей, разумеется, били все – но об этом надо говорить отдельно.)

И так было практически во всех областях жизни: бесконечное количество неизвестно кем установленных правил, разного рода запретов и «невозможных ситуаций» - которые часто оказывались дороже жизни. (Количество самоубийств в традиционном обществе было высоким – этому не мешали даже прямые религиозные запреты.) Причем, не только «неписанных», но и устанавливаемых законом – который был крайне сложным и полностью нелогичным. (Многие законодательные акты сохранялись в течение столетий – и часто даже опытному юристу сложно было в них разобраться.) И при этом минимальное внимание самому главному: производственной сфере, рассматриваемой, как что-то вторичное. (Еще раз: труд в полном смысле – то есть, работа с реальностью – в «дореволюционном мире» рассматривался, как что-то позорное, в лучшем случае, как данное «наказание свыше».)

Именно поэтому  вплоть до середины XX века основным направлением образования было «гуманитарным» - учили именно что разнообразным «традициям», щедро описанным в литературе с античных времен, а так же пресловутой юриспруденции. (Т.к. см. сказанное выше о сложности и нелогичности сохраняющейся со времен Царя Гороха законодательной системе.) Понятно, что реальная эффективность подобной системы была невелика: получивший хорошее образование человек того времени имели прекрасные представления о том, как следует «себя вести» в различных ситуациях, но при этом практически не понимали «физического мира». (Разумеется, «естествознание» в различных ипостасях там было, но оно оказывалось вторичным по отношению к гуманитарным предметам.) Впрочем, стоит понимать, что это и планировалось: готовили, в основном, чиновников разного ранга и юристов, ну, и совсем немного – врачей и инженеров. То есть, «образованные люди» - как уже не раз было сказано – благополучно компенсировали свои ошибки за счет людей «необразованных». (Скажем, глупость чиновничьих решений всегда можно было устранить за счет увеличения поборов с масс.)

Надо ли тут говорить о том, что после 1917 года ситуация начала кардинально меняться. В том смысле, что потребовалось много больше «специалистов по реальному миру», которые нужны были все время усложняющемуся и расширяющемуся производству. Это вызвало значительную рационализацию человеческой жизни – в том смысле, что все большее значение в ней начали приобретать не «неизвестно откуда взявшиеся» нормы и традиции. (Точнее, генезис этих вещей, в общем-то, найти можно – но особого смысла в этом нет.) А правила, необходимые в плане эффективного проживания в текущем мире. Например, уже описанные выше нормы санитарии и гигиены. Или правила поведения, необходимые для взаимодействия огромного количества людей – потребных массовому производству. (Скажем, отказ от массового рукоприкладства – которое было вековой нормой человеческих отношений.)

Наконец, в первой половине прошлого века началось внедрение в жизнь более-менее научной педагогики. Разумеется, далекой от идеала – однако, бывшей всяко лучше той идущей из «глубины веков» системы, в рамках которой главным «образовательным инструментом» выступала розга. Разумеется, все это привело к определенному освобождению от «ритуального рабства». Например, то же вступление в брак оказалось значительно упрощенным – и при этом более адекватным своей основной задаче. (То есть, поиску психологической совместимости будущих супругов.)

Тем не менее, не только после этого, но даже после еще более радикального изменения, произошедшего в 1950 годах – когда общество еще более деритуализировалось, начиная с образовательных реформ и заканчивая «сексуальной революцией» - проблема выработки современной системы формирования моделей человеческого поведения так и осталась нерешенной. Более того: один из важнейших механизмов, работавших в подобном направлении раньше – формирование благодаря произведениям искусства – оказался полностью неработающим в связи со своей неадекватностью.В том смысле, что перестали быть актуальными и «старые» книги и пьесы – наверное, нет смысла особо объяснять: почему. И «новые», которые продолжали эксплуатировать прежние сюжеты и ходы. (Которые идут еще со времен Античности.)

Причем, все попытки создать «новое искусство» закономерно проваливались – но об этом надо говорить уже отдельно. (В том смысле, что вопрос о том, почему до сих пор не удается вырваться из известного круга то ли 36, то ли 12, то ли вообще четырех «базовых сюжетов», надо разбирать в специальной серии постов.) В рамках же поставленной темы стоит только еще раз указать на то, что современное общество, во-первых, имеет очевидную потребность в том, чтобы научить людей жить в рамках новых отношений – отличных от всего того, что было раньше. А, во-вторых, не имеет адекватных механизмов для решения этой задачи. (Что в значительной мере и порождает ту самую популярность консерватизма, о которой говорилось уже не раз.)

Собственно, именно этот  момент и становится одним из основных определяющих сил для социального движения сейчас и в ближайшем будущем. Который, соединяясь с уже описанным в прошлом посте не менее значительном «здравоохранительном моменте», порождает вполне конкретную картину социодинамических изменений в ближайшем будущем.

Но об этом, понятное дело, будет сказано уже отдельно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На фоне мирного настроя митингующих, перманентной импотентности оппозиции и опасности любых провокаций в эту ночь, поступок "Свободовцев" откровенно глуп. Война с идолами выигрывается легче всего. Но можно ли считать поваленного гранитного истукана ...
Итак, у Зелимхана операция прошла хорошо, болей особых нет, готов уже выписываться. Рад за него))) Красавчег! Вот собственно сама пуля, точнее сердечник, уже ржавый, медсестра показывает. Виктору Палычу низкий поклон. По Саше все сложнее, глаз не реагирует, пока все тесты ...
Вчера израильский премьер Нафтали Бенет выступил с обращением к нации. Максим Рыжков перевел вторую часть этого обращения, касающуюся прививок и непривитых людей: " Есть ещё более 600 000 молодых людей в возрасте до 30 лет, которые до сих пор не вakцuнировались. Я уважаю различные ...
О том, что молчать лучше, чем говорить, гласят множество пословиц. Конечно же, речь идет о необходимости хорошо думать, прежде чем излагать какую-то мысль. Но что будет с человеком, который воспримет эти советы буквально? Будет ли полезно замолчать на целый год и за это время не ...
Прошу извинить, если боян. Впервые хохотал над этим вчерась. Левый,пля, лев в подтанцовке отмочил нормуль. Итаг, балет "Щелкунчик", "Арабский танец": Ваще балет моя непонимайт, но тут ...