О сути текущего кризиса

Так вот: даже указанный геополитический момент оказывается вторичным по отношению к главному. К тому, что, собственно, и задает главное направление движения нашей цивилизации. А именно: к отказу от денег. Об этом я уже писал недавно, однако имеет смысл обратиться к данной теме снова. И, прежде всего, сказать, что процесс этот непростой, и как любой «длинный путь», начинается с малых и неприметных шагов. А главное: с шагов неочевидных, таких, которые – на первый взгляд – кажутся только «укрепляющих» текущую систему. Таковый «шагом», например, является возникновение пресловутого «европейского кризиса» – кризиса, появление которого никто пока не признал, но который идет уже вполне очевидно.
И состоит он в том, что ЕС открыто загоняет свою промышленность в положения дефицита ресурсов из-за сущего пустяка: из-за желания «отомстить России за нападение на Украину». Надо ли говорить, что подобная причина выглядит странной: ну, в самом деле, что Евросоюзу до какой-то периферийной страны с убитой экономикой и нищим населением? Подобных стран в мире – море, однако ни за одну из них «развитые страны» «страдать» не собирались, и не собираются. (Нет, помочь каким-нибудь «детям Эфиопии» можно – но исключительно формально, не затрагивая свой базис.) Так в чем же дело? А в том, что Украина в данном случае – не просто страна, а инструмент, избранный Соединенными Штатами для переформатирования мира. В частности – для давления на Россию в плане обеспечения антикитайской позиции последней.
Но что это значит для Европы? Ведь у последней – вроде бы – свои интересы, причем, порой противоречащие американским. (Как говориться, Штатам надо – пусть они свою экономику и гробят!) Многие – включая российские власти – рассуждали именно так. (И не власти тоже: недаром еще лет десять назад «проевропейский вектор» был популярен в российской патриотической среде.) Однако при этом опускалась одна сверхважная деталь. А именно: то, что современном мире основные прибыли делаются давно уже не производством чего-либо. (То есть, не «классическим» механизмом изъятия прибавочной стоимости.) И даже – не пресловутыми биржевыми спекуляциями. Которые, конечно, очень важны – но сейчас меркнут перед главным «экономическим сверхпроцессом» современности.
А именно: перед «эмиссией резервных валют». Т.е., выпуском «новых денег» под некие «долговые обязательства». Проще говоря, современные «развитые страны» - а точнее элиты этих стран – зарабатывают себе на яхты и бриллианты, а так же на все остальное (включая лояльность масс), тем самым путем, который всю жизнь считался абсурдным: просто рисуют деньги. Да, именно так: дело в том, что обеспеченность пресловутого «госдолга» чем-либо ценным давно уже стала нулевой – недаром часть тех же «еврооблигаций» имеет нулевую или отрицательную доходность. (То есть, кредитор еще и доплачивает заемщику!) Про возможность обменять их в случае чего на материальные ресурсы и говорить смешно: размер долгов многих стран превышает их годовой ВВП.
На этом фоне любое увеличение задолженности должно, по идее, вызывать ее обесценивание – и вытекающую отсюда инфляцию (а то и гиперинфляцию) валюты. Но этого, как не странно, не происходит: конечно, деньги дешевеют – но довольно медленно. По крайней мере, именно так выглядит инфляция доллара на 50% за 20 лет. (При том, что «долговой пузырь» надувается очень быстро.) Причина этого – в их (денег) «мировой резервности», проще говоря в том, что те же доллары и евро используются не только в странах-эмитентах, но и во всех остальных государствах в качестве валюты мировой торговли. Это, собственно, и позволяет «размазывать» гипотетическую инфляцию по всему миру, а так же обеспечивать валюты реальными ресурсами иных стран.
Но при чем же тут Европа и Украина? А при том, что «резервность» евро обеспечивается только «связью» его с долларовой массой. То есть, прямым и простым перетоком денежных потоков между одной валютой и другой. Причем, доллар тут – по историческим причинам – играет ведущую роль, а значит, стоит его «владельцам» пересечь указанный переток… И все: пресловутое «европейское богатство» практически мгновенно превратится в тыкву! (Еще раз: ЕС не создал собственную «мир-систему», а лишь «присосался» к «мир-системе» американской.) А вместе с ним превратиться в тыкву и могущество европейских элит, поскольку даже «физическое» производство в данном месте процентов на 90 существует благодаря «халявным деньгам». (Классический пример: жилищное строительство. Которое не могло бы существовать сейчас вообще, не будь ипотеки, причем очень дешевой – денег для того, чтобы просто купить дом, или даже, купить его в кредит под реальный процент, у современного обывателя нет.)
То есть, проще говоря: не будь у Европы возможности неограниченно печатать евро, не было бы и пресловутого «европейского уровня жизни». Со всеми этими мытыми тротуарами, уютными кафешками и 200 видами твердого сыра. Которые давно уже являются чистой имитацией того, что было в прошлом, имитацией, поддерживаемой исключительно денежной эмиссией. Надо ли говорить о том, что никто этого не хочет, а значит, держаться на «резервные валюты» Европа будет до последнего – со неизбежно вытекающим отсюда ультрапроамериканизмом. В том смысле, что, конечно, отдельные деятели тут могут фрондировать, заявлять о «своих интересах» и т.д., но сути это не меняет. Потому, что «экономическая мощность» любых европейских – да и неевропейских – акторов, включая пресловутые ТНК, оказывается намного меньше, нежели «экономическая мощность» свободной денежной эмиссии.
Именно в этом – то есть, в полной победе «эмиссеров» над физической экономикой – и состоит «европейский кризис». Кризис, который выражается не столько даже в полной поддержке Украины – при том, что последняя мало что дает «поддержантам» - сколько в в массовой «украинизации» всего «цивилизованного мира». То есть, в полной сдаче всего «физического» в обмен на возможность быть включенным в число «приобщенных к священному доллару». (Именно этот процесс идет в упомянутой стране вот уже более 30 лет.) Вследствие чего любые «физические производители» оказываются в подчиненном положении по отношению к тем, кто сумел «присосаться сильнее», кто может угадывать желание «регуляторов присоса» со всеми вытекающими последствиями.
Надо ли говорить, что подобные «экономические изменения» являются очень фундаментальными, поскольку изменяют саму основу западного общества еще сильнее, нежели переход к «финансовому капитализму» и ТНК. И одновременно – они подготавливают мир к очень глобальному изменению, изменению, которое должно перевернуть в нем практически все и вся. И при этом будет неизбежным. И да: это не возврат к «классическому капитализму» в виде пресловутой реиндустриализации, как можно было бы подумать. Поскольку вернуть «физическим активам» свою стоимость в данной ситуации невозможно в принципе.
Но обо всем этом – а так же о том, что же реально будет – надо говорить уже в следующем посте…
|
</> |