О русских, которые не знают Христа


Преподобный Гавриил (Ургебадзе)
> Страшная правда, от которой всё же нельзя впадать в уныние.
Я не вижу тут причин для уныния. Разве не ради Христа мы приходим в Церковь?
Если нет, то с нами что-то не так
> Непонятно.
Речь о превращении христианства в традицию.
Я много раз говорил: Православие это не традиция, а живая мистика, практика общения с Богом Истины. А иначе какой смысл?
> Если живая мистика идет по уставу, и им (уставом) задается строгая цикличность ритуалов, то разве она (мистика) не является в то же время традицией?
Да, является.
Скажу больше: настоящая Традиция это действие Бога, и пребывать в ней значит пребывать в благодати. Это доброе дело.
Но Серафим Саровский говорит: доброе дело, которое совершается не ради Христа, а ради самого добра, в жизнь Вечную не вводит и благодати Святого Духа не приносит.
Участие в истинной Традиции даёт человеку шанс обратиться ко Христу, шанс изменить ум (покаяние это изменение ума) и уразуметь Истину. Но человек может и не воспользоваться этим шансом. О чем и говорит старец Гавриил.
> Слова старца адресованы тем, кому посещать храм привычно.
Да,так. Войти в Традицию извне значит приобрести талант. Кому-то этот талант даётся просто от рождения. Но если на Суде человек просто вернёт Богу полученный талант, не приумножив его, он услышит то, что сказано в притче о талантах. Господу угодно, чтобы мы приумножили полученный от Него благодатный дар (см.Притча о талантах)
> А какой статус тогда у людей других (нехристианских) народов, которые в жизни пытаются делать добро?
Такой же.
Если человек делает добро, значит Бог действует в нём — и тут неважно, какой он религии и прочее. "Дух дышит где хочет". Но для того, чтобы войти в Вечность, этого недостаточно. За работу Бог воздаёт ему в этой жизни, не оставаясь в долгу. Если человеку нравится такое взаимодействие, то Бог всё чаще и сильнее действует в нём, и наконец в какой-то момент даёт человеку осознать Себя. Человеку открывается, что есть Кто-то, с Кем он соприкасается через свои добрые дела. И здесь опять развилка: человек может отвергнуть это знание, предпочитая версию, что он сам является причиной этого добра.
Но в том случае, если он всё-таки делает шаг навстречу, то Бог являет Себя всё яснее и яснее — вплоть до момента, когда ему наконец открывается тайна Боговоплощения. Он познаёт Христа и во Христе тайну Воскресения и Вечной жизни. Мы христиане сразу начинаем с этого уровня — но понятно, что мы в большинстве случаев этого уровня недостойны, и нам нужно пройти большой путь, чтобы по-настоящему понять то, что нам открыто с детства. Если человек об этом не заботится, то с ним и случается то, что сказано в притче о талантах — и о чём напоминает нам старец Гавриил.
Все люди, через которых действует Бог, делают одно общее дело — веруют ли они во Христа или не веруют. Разница между ними в том, что те, кто делают добро ради Христа, действуют сознательно и разумно, они познают Истину получат в награду от Христа жизнь вечную, потому что сознают, что сами они не являются причиной или источником добра. А те, кто делает добро, не зная Христа — они участвуют в деле нашего Господа бессознательно и неразумно, самим себе присывая добро, которое через них творит наш Господь. Поэтому Господь, вознаградив их за эту работу по заслугам, не вводит их в жизнь Вечную, как оставшихся чуждыми Истине.
Но что нам за дело до чужих нехристианских народов, если в том же положении оказываются и те русские православные, к которым относится слово старца Гавриила?
Для нас гораздо важнее приложить эту мысль не к каким-то нехристианским народам, а к себе и своим ближним. Сегодня есть множество русских, которые делают дело нашего Царя Христа бессознательно, вменяя это в заслугу самим себе. Как к этому относиться? Во-первых, бережно и уважительно: эти люди делают дело Божье, общее с нами дело, хотя делают и не так, как следовало бы делать. Через них действует наш Бог, и потому нам надлежит относиться к ним как к соратникам, сражающимся против общего врага. Не в нашей власти привести их к познанию Истины, потому что человек с огромным трудом расстаётся с ложным представлением о себе и своём положении в мире.
Только Сам Бог может открыть им Себя — и Бог обязательно даст им этот шанс. Но принять или не принять эту Истину — это остаётся во власти данного человека, так как Господь до Страшного Суда никому Свою правду не навязывает. Потому лучшее, что мы можем сделать — молиться об этих людях, прося у Господа милости для них.
> Тем более о тех, кто вообще вне Церкви.
Не соглашусь.
Насколько я понял, Господь судит человека не по тому, какого уровня он достиг, а по тому, насколько он продвинулся в познании Истины. "Чем больше человеку дано, тем больше с него спросится". Если человек родился в церковной семье, с детства веровал во Христа, ходил в храм и читал молитвы, но так и не пришёл к Богопознанию, если он всего лишь сохранил данный ему талант принадлежности к Традиции, то он может оказаться в итоге в худшем положении, чем тот, кто вырос среди атеистов или язычников, но в итоге уверовал во Христа. Ведь второй умудрился приумножить доставшийся ему от предков скудный капитал настолько, что в итоге приобрел талант, который первый получил сразу на старте — и вернёт Богу полученное, так и не приумножив его. Он рискует оказаться в худшем положении, чем католик или протестант, под конец жизни принявший Православие.
См. также Церковь как политическая сила
|
</> |