О Павле Первом и его деле
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Решительно не любят у нас в стране Павла I. По многим причинам: кому внешне не нравится, кто-то злится, что он вальс запретил, третий сетует, что уж больно требовал дисциплины с военных и гражданских. Меж тем, мы периодически напоминаем о том, что сей персонаж далеко не самый омерзительный в нашей истории. Более того, иные его поступки достойны того, чтобы о них не забывать. Вот и сегодня мы поглядим на такое его дело.
Оно началось ещё задолго до того, как он стал императором. Были у него, как полагается, имение, а в нем жили крепостные. Так вот, Павел Петрович, почему-то решил на своих же землях начать реформы, да, казалось бы, невыгодные для него, как владельца. Во-первых, он сократил время, которое люди должны тратить на повинности крестьянские. Барщина в его землях сократилась всего до двух дней в неделю. А когда не сезон активного труда, то дозволялось покидать территорию, например, отправиться на промысел какой, чтоб денег подзаработать. Такое себе даже декабристы в отношении своих крепостных не позволяли. А ещё он зачем-то строил госпитали и школы для крестьян. Ах, точно! Он же самодур!
![О Павле Первом и его деле О Павле Первом и его деле](/images/main/o-pavle-pervom-i-ego-dele-93d963.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/11ecu/94249589/10724/10724_original.png)
5 апреля 1797 года состоялась коронация Павла Первого. Ровно в тот же день выходит его Манифест о трехдневной барщине. В нем и государственным ведомствам, и помещикам и даже Двору запрещалось использовать труд крестьян в воскресенье. А оставшиеся шесть дней недели в документе полагалось делить поровну между работой на помещика и работой на себя. Ведь, какое дело - правление мамы-то, Екатерины Великой, стало настоящим Золотым веком дворянства. Иные землевладельцы своих крестьян заставляли каждый день барщину исполнять. Когда крестьянин должен был заниматься своим хозяйством - большой вопрос: ночью или никогда, или с барского огорода тащить, а потом поротым быть.
Документ, стало быть, полезный получился для крестьян. Но вот исполнять его не спешили. Да, про воскресенье всем было понятно, но вот про то, что из шести дней надо крестьянину три отдавать - сочли, что написано не очень убедительно. Сочли, что это больше рекомендация такая, а значит и исполнять не обязательно. Про воскресенье ведь вон как: "дабы никто и ни под каким видом не дерзал принуждать". Про другие дни так жестко не сказано ведь. А контролировать всё равно не будут, до каждого ж имения не доедут, чтоб каждого крестьянина расспросить.
Только через полвека догадались более четко прописать. А кто же это сделал? А ещё один нелюбимый правитель - Николай I (Палкин). Написал так, чтоб до всех дошло: "обязанность крестьян работать в пользу помещика только 3 дня в неделю; прочие затем дни каждой недели должны быть оставляемы в пользу крестьян на исправление их собственных работ". Уже не оспорить, звучит сурово.
По сути дела, именно эти два документа и приблизили возможность отмены крепостного права, случилась возможность осознать помещикам, что крестьяне тоже люди, у них есть и свои дела. И уже через 7,5 лет случилось освобождение крестьян Александром II.
Что мы видим? Двое из трех упомянутых в этом процессе императоров были убиты. Двое остались в истории отрицательными персонажами. Хотя с Павлом-то всё понятно, он же вальс запрещал, а это непростительно.
|
</> |