
Юбилей дня, 200 лет назад

Ровно 200 лет назад, 18 (6) января 1825
года, а Москве состоялось торжественное открытие нового здания
Большого театра, одного из самых крупных театральных строений в
мире, сооружённого на месте сгоревшего в 1812 году Петровского, по
проекту зодчего Осипа Бове, переделавшего дорогостоящий вариант
профессора Андрея Михайлова
Вид на Большой театр, 1839-1843 годы
Жан Батист Арну по оригиналу Вивиена
Театр был открыт постановкой пролога
Торжество муз Михаила Дмитриева на музыку Александра
Алябьева, Алексея Верстовского и Фридриха Шольца, написанного
специально по случаю. Балетный дивертисмент поставила знаменитая
французская танцовщица Фелицата Гюллень-Сор. Новый театр превзошёл
размерами даже столичный Большой Каменный театр, отличался не
только монументальностью, архитектурной гармонией и богатством
интерьера, но и был очень удобным для труппы и зрителей. Помимо
своего прямого назначения, здание театра было рассчитано на
проведение маскарадов и балов. Для таких мероприятий пол партера
поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали
специальными щитами, образуя прекрасный танцпол
Большой театр в 1839 году, 1845 год. Гравюра исполнена для издания
Живописное и археологическое путешествие по России совершенное в
1839 году под руководством Анатолии Демидовой
Огюст Раффе, гравёр Андре Дюранд
Ещё ближе, на широкой площади, возвышается
Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное
здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и
величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон,
стоящий на одной ноге в колеснице, неподвижно управляющий тремя
конями и с досадою взирающий на кремлёвскую стену, которая ревниво
отделяет его от древних святынь России! Михаил Лермонтов,
Панорама Москвы
Литография Огюста Кадоля 1830-х годов
Великолепное здание Большого Петровского театра
просуществовало 28 лет. Однако и его постигла всё та же печальная
участь: 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который длился
три дня и уничтожил практически всё. От здания остались только
обгорелые каменные стены и колонны портика. Восстанавливал театр
главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос
Зодчий очень бережно отнёсся к реконструкции. Восстановление шло
стремительно. Общая высота здания увеличилась на два метра.
Появился второй фронтон. Алебастровая конная тройка Аполлона была
заменена бронзовой квадригой работы Петра Клодта, на внутреннем
поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой
летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Большое
внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, особенно его
акустике.
Спектакль в Большом Московском театре, 1856 год. Хромолитография.
Коронационнный альбом Александра II 1856 года
Михаил ЗИЧИ
Спешили. Строительство московской обители Муз необходимо было
завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра
II. Практически выстроенный заново Большой театр открылся 20
августа 1856 года оперой Пуритане Винченцо Беллини
Большой театр в 1883 году. Литография из московских альбомов
Николая Александровича Найденова
|
</> |