рейтинг блогов

О "Пармской обители" Стендаля

топ 100 блогов nik_rasov26.07.2020
О Пармской обители Стендаля

«Пармскую обитель» я читал когда-то давно, выловив потёртый томик в пыльных недрах городской библиотеки, а недавно решил прослушать её через динамик мобильного телефона.

А фильм 48-го года видел только мельком и сохраняю желание его пересмотреть. В главной роли там снимается Жерар Филип. Он всегда меня веселит и поднимает мне настроение, когда случается увидеть замечательный «Фанфан-тюльпан». 

Роман господина Стендаля напомнил мне игрушку, какая часто попадается в разных голливудских фильмах — домик, заключённый в стеклянный шар, внутри которого, если его встряхнуть, начинает идти снег. 

Вот и Стендаль создал такой маленький мирок, который приятно рассматривать.

О Пармской обители Стендаля

Нам, живущим в большой стране с централизованной властью, непривычны эти маленькие итальянские герцогства со своими монархами, или карликовые немецкие княжества из рассказов Гофмана.

Стендаль создал уменьшенную копию большого мира. Парма — своего рода модель. В ней кипят нешуточные страсти. Придворные бьются меж собой за благосклонность монарха, который хочет войти в историю, несмотря на свой лилипутский статус.

Создаются и распадаются союзы. Плетутся дьявольские интриги. Хитрые планы сталкиваются с другими, не менее хитрыми, а по древним улицам Пармы крадутся наёмные убийцы с кинжалами, упрятанными под плащи, или с бутылочками отравы в кармане.

А их высокопоставленные заказчики мило беседуют друг с другом на придворном приёме, пряча за фальшивыми улыбками свои истинные намерения.

О Пармской обители Стендаля

А всё завертелось оттого, что молодой итальянский дворянин Фабрицио дель Донго увлёкся Наполеоном. И едва он прослышал, что, поверженный было, император бежал с острова Эльба и вновь будоражит Европу, как тут же решил непременно к нему присоединиться.

И успел это отчасти сделать, как раз угодив в мясорубку под Ватерлоо.

Тут Стендаль не стал рисовать нам картину грандиозной битвы, а очень хорошо и просто описал приключения пылкого и восторженного юноши на поле боя. И даже не на самом поле, а где-то на его окраине. Сражение как бы остаётся за кадром, но мы видим отступление наполеоновских войск, царящую неразбериху, и какая опасность грозит в ней человеку неопытному не только со стороны неприятеля, а даже и от тех, с кем он бился на одной стороне.

И на этом история Фабрицио могла бы вполне и оборваться, но Стендаль ещё имел на него планы. Поэтому молодой аристократ отделался несколькими ранами и, благополучно избежав пленения, вернулся к себе на родину.

О Пармской обители Стендаля

А там его ждала неприятность. 

Приверженность императору Наполеону и выезд из страны по чужому паспорту были достаточно вескими обстоятельствами для заключения молодого человека в зловещую тюрьму, быть может, до конца его дней.

И неизвестно чем бы всё это окончилось, если б не тётя Фабрицио — блистательная и умная графиня Джина Пьетранера, ставшая вскоре герцогиней де Сансеверино и под этим именем и действующая в большей части романа.

Герцогиня питает к своему племяннику не только родственные чувства. Отнюдь. 

В силу обстоятельств (а вернее будет сказать — создав эти обстоятельства по своей воле), она вступает в фиктивный брак, сходится с графом Моска, министром полиции Пармского принца, и сама занимает видное место при монаршем дворе этого древнего города, известного нам своим сыром под названием «пармезан».

О Пармской обители Стендаля

Пока влиятельные персоны заботятся о будущем Фабрицио при Пармском дворе, тот ведёт жизнь молодого повесы. Заводит интрижку с актриской, а её прежний любовник и покровитель, тоже актёр, решает Фабрицио банально заколоть.

Но дело не складывается, Фабрицио выходит из схватки победителем, и вот он уже бежит из Пармы, скрываясь от обвинения в убийстве.

Хотя там имеется целая куча свидетелей и каждому ясно, что тут присутствовала необходимая оборона, но включается механизм придворных интриг и Фабрицио достаётся роль пешки в этой игре.

Теперь он — фигура, и от того, как её разыграют в этой партии, зависит возвышение одних, и падение других.

Фабрицио обманом завлекают в Парму, волокут в крепость и заключают в высокой башне.

«А вот, пожалуйте — 12 лет!»

И дверь на замок — клац!

О Пармской обители Стендаля

И здесь Стендаль отмочил такую штуку — Фабрицио до смерти влюбляется в дочку коменданта крепости, та отвечает ему взаимностью, и они общаются между собой посредством нарисованных букв алфавита.

И Фабрицио вовсе не хочет больше выходить из тюрьмы потому, что здесь он вполне ощущает себя счастливым.

Такой вот, интересный поворот.

Верно говорит старая тюремная поговорка — главное не сколько сидеть, главное — как сидеть!

А к авантюрной линии романа подключается линия любовная.

Но дело усугубляется тем, что никто не собирается держать Фабрицио дель Донго в тюрьме так долго. Политическая обстановка складывается так, что его в любой момент могут казнить или просто отравить по-тихому, в лучших традициях дворцовых козней.

О Пармской обители Стендаля

А помимо занимательности, роман представляет собой небольшое исследование на тему: «Нравы и обычаи при дворах тиранов и общие тенденции деспотизма».

И об этом тоже хорошо у Стендаля сказано.

И у меня сложилось ощущение, что упёртая приверженность старым традициям, отказ от скептицизма, недоверие ко всему новому и преследование либеральных идей — это неотъемлемые признаки деспотизма.

Так мне, по крайней мере, показалось.


А чем там дело кончилось я рассказывать не стану. Но в романе было ещё много чего. И, наверное, мне и говорить не стоит, что он мне понравился, и так понятно.

А в заключение выложу-ка я одну цитату.

Вернее, правила поведения для молодого человека, которому никак нельзя быть заподозренным в каком-нибудь вольнодумстве.

Вдруг кому пригодится?


«Фабрицио во время его добровольного изгнания в Романьяно необходимо:

1. Неуклонно ходить каждый день к обедне; взять себе в духовники человека хитрого и преданного монархии и на исповеди высказывать только вполне благонадёжные чувства.

2. Не знаться ни с одним человеком, который слывет умником, и при случае говорить о восстаниях с ужасом, как о совершенно недопустимых действиях.

3. Никогда не бывать в кофейнях, никогда не читать газет, кроме двух правительственных листков – туринского и миланского, и вообще выказывать большую неохоту к чтению, а главное, не читать никаких книг, написанных после 1720 года, – самое большее можно сделать исключение для романов Вальтер Скотта.

– И, наконец, – добавил каноник с некоторым лукавством, – ему следует открыто ухаживать за какой-нибудь местной красавицей, разумеется благородного происхождения; это покажет, что он не отличается мрачным и беспокойным складом ума, свойственным будущим заговорщикам».

Стендаль «Пармская обитель»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
этому дню подхоит ...
(Гари Штейнгарт и его детище) День. Мы подъезжаем к книжному магазину «Поэзия и проза» в Вашингтоне, где должна состояться наша встреча с популярным нью-йоркским автором Гари Штейнгартом. Гари Штейнгарт родился в 1972 году в Ленинграде. С 7 ...
Украинские и российские СМИ разразились «шокирующей новостью» со ссылкой на якобы «данные МВФ» – будто бы Украина стала самой бедной страной Европы. Естественно, никаких таких утверждений МВФ не делал, а сама упомянутая «новость» не соответствует действительности. Появившиеся ...
6 мая произошло событие, которое окончательно убедило всех трезвых и мыслящих людей страны в том, что несистемная оппозиция - это сила, которой не нужна стабильность и развитие. Это сила хочет устроить революцию в стране и свергнуть власть, ...
Почитал венгров про казахов и понял что они не понимают реалности. Это не венгры тюрки, это казахи и якуты угры смешанные с монгол . В реальности Как раз не казахский это древний венгерский, а венгерский это древний казахский и якутский. вообще угорские народы связаны очень интересно. ...