Как на детей влияют советские фильмы-сказки
selyanka1 — 16.09.2025
Волшебные и захватывающие сюжеты, мудрые поучения и удивительная
атмосфера — всё это неотъемлемая часть советских фильмов-сказок.
При просмотре этих кинокартин зритель окунается в удивительный мир,
где реальность и вымысел переплетаются и поражают воображение.
Такое волшебство удаётся создать благодаря особенностям советского
кинематографа, направленным на интересность и вместе с тем
поучительное значение каждого фильма.
Давайте посмотрим, каким образом типичные приёмы и эффект
"бытового волшебства" помогают передать глубокие моральные ценности
и уроки жизни через прекрасные советские фильмы-сказки. В качестве
примеров возьмём нетипичные сказочные сюжеты: вместо фольклорных
сказок рассмотрим мотивы, придуманные уже в советское время. Среди
них "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970), "Сказка о потерянном
времени" (1964) и "Королевство кривых зеркал" (1963). Это позволит
нам понять, какое влияние на культуру детского воспитания оказала
социалистическая эпоха.
Советские профессии в сказках
Правильным профессиям в фильмах-сказках уделяется отдельное
внимание. Так, главная роль в "Приключениях жёлтого чемоданчика"
отводится детскому доктору, а также пилоту (и по совместительству
ремонтнику флюгеров) и заведующей столовой на предприятии. В
"Сказке о потерянном времени" герои то и дело сталкиваются с
порядочными представителями своего дела: крановщиком, милиционером,
продавщицей, шофёром и другими.

Петя Зубов и продавщица. Кадр из фильма "Сказка о
потерянном времени"
Но почему же наличие таких персонажей столь важно для
фильма-сказки? В советской идеологии была заложена идея равного
участия каждого члена общества в развитии страны. Каждая профессия
имела свою важность и была признана ценной для общества.
Повествование о простых советских профессиях в сказках было
способом показать детям и молодёжи, что каждый труд важен и
необходим для процветания Родины. Вспомните распространенную в СССР
фразу "Все профессии важны, все профессии нужны". Именно такая
мысль транслировалась детям сначала с книжных страниц, а позже из
более привлекательного источника: с голубого экрана. Искусство
способствовало формированию положительного отношения к труду и
воспитанию социальной ответственности каждого гражданина. Кроме
того, в необходимости того или иного образа зачастую лежала
особенность детского страха. Например, многие советские (да чего уж
там, и современные) дети боялись врачей. Чтобы устранить или
минимизировать боязнь ребенка, на экран обязательно нужно вывести
доброго Доктора. Он не будет ставить вам болезненных уколов, а
просто даст вкусную конфетку, которая точно вылечит от любых
недугов!

Петя, его мама и Доктор. Кадр из фильма "Приключения
жёлтого чемоданчика"
Образ обычных школьников
Во всех рассматриваемых фильмах-сказках главными героями являются
школьники, которым необходимо что-то в себе исправить. Через
тернистый путь приключений, который, что важно, они проходят не в
одиночку, их сознание и поведение меняются и приближаются к идеалу.
Был трусом? Значит, к концу фильма обязательно станешь храбрецом и
молодцом. Была растяпой и замарашкой? Подожди, в финальном кадре
обязательно всё окажется иначе. На это и была нацелена мораль
фильма: любой ребенок может исправиться и стать достойным членом
общества.
Но каким же он должен быть, этот идеальный школьник? В
фильмах-сказках школьники часто изображались как добрые, честные и
преданные друзья, готовые преодолевать любые трудности ради
поставленной цели. Эти качества раскрываются не сразу, а по ходу
повествования фильма.

Заколдованные школьники вместе решают загадку. Кадр из
фильма "Сказка о потерянном времени".
Образ обычных советских школьников в фильмах-сказках был
продуман так, чтобы постепенно раскрывать их моральные качества.
Ребята часто были изображены как справедливые и щедрые дети,
готовые помочь другим и бороться за справедливость. Экранные
школьники не строят планы о завоевании мира и не мечтают стать
богатыми и знаменитыми. Вместо этого они стремятся быть хорошими
людьми, помогая другим и выполняя добрые дела, а сказочные
приключения им в этом только помогают.

Оля и Яло освобождают Гурда. Кадр из фильма "Королевство
кривых зеркал"
Кроме того, образ школьников в советских сказочных фильмах
часто отражал идею групповой солидарности. Ребята образовывали
сильные дружеские коллективы, где каждый из них находил свое место.
Они вместе решали проблемы, преодолевали трудности и искали
приключения. Использование такой сюжетной линии строилось на идее
того, что солидарность и поддержка друг друга являются ключевыми
факторами для достижения счастья и успеха.
Так, в "Приключении жёлтого чемоданчика" незнакомые друг другу
ребята отправились в путь, чтобы предотвратить возможную беду, а
Оля и Яло из "Королевства кривых зеркал", рискуя жизнью, спасли
Гурда. В "Сказке о потерянном времени" дело обстоит немного иначе.
Совместный пройденный путь — главное условие преображения
школьников. Только вчетвером они могут победить злых волшебников,
вернуть свою молодость, а заодно и стать лучшими версиями себя.
Дом, милый дом
Простая советская квартира в советских фильмах-сказках представляла
собой не только место жительства главных героев, но и некую
метафору уютного семейного гнезда, символ счастья и благополучия.
Одной из основных особенностей квартиры в сказках была скромность
интерьера, отражающая принципиальность и непритязательность
советского образа жизни. Вспомните начало "Королевства кривых
зеркал": большой коридор, в котором практически нет мебели. В
остальных комнатах — только самое необходимое советскому
гражданину.

Квартира Оли. Кадр из фильма "Королевство кривых
зеркал"
Простая советская квартира в фильмах-сказках также отражала
идеологические принципы равенства и справедливости. Жилище было
представлено в доступном облике и было приближено к повседневной
реальности рядовой советской семьи (приближено, потому что
главенствующее жилье советских граждан, коммуналку, показывали
редко и в основном сатирически, то есть не в детских картинах).
Отдельная, но аскетично обставленная квартира вызывала теплые
чувства у зрителей, которые узнавали в ней либо свой собственный
дом, свою семью и свою жизнь, либо же свою мечту о нем (ведь многие
стояли в очередях на улучшение жилищных условий!). Особенно важным
узнавание было для детей. Представим, что ленивый мальчик видит на
экране точно такого же мальчика. Мало того, экранный школьник еще и
живет в такой же квартире!.. "Неужели неприятности, случившиеся со
сказочным героем, могут произойти и со мной?" — подразумевалось,
что такая мысль может проникнуть в голову советского ребёнка и
стать движущей силой его самодисциплины и совершенствования.
Эффект волшебства
В сюжете каждой сказки обязательно присутствует какое-то чудо
чудесное, некая волшебная составляющая. Советская фильмография,
будь то экранизация фольклорных мотивов или же оригинальных
сценариев, представляет волшебство "от противного": ничто никогда
не случается само по себе. В основе советской идеологии лежали
материалистические учения, полностью отвергающие фатализм,
существование каких-либо поверий, потусторонних сил, что выражалось
в отречении от религии. Ответственность за каждое своё действие нёс
именно человек, без намёка на какие-то силы свыше.
Поэтому в советских фильмах-сказках эта идея становилась
ключевой и сюжетообразующей. Девочкам из "Королевства кривых
зеркал", попавшим в полностью заколдованный мир, нужно с помощью
правды и доброты избавиться от зловещих чар. Все кривые зеркала в
королевстве показывали людям неправду, избавляя его жителей от
ответственности за происходящее вокруг и показывая им то, что они
хотели бы видеть. А королевская элита, будучи олицетворением
образов самых неблагородных животных, для удержания власти
поддерживает изготовление кривых зеркал и карает всех, кто
отказывается подчиняться.

Министры королевства Абаж и Нушрок. Кадр из фильма
"Королевство кривых зеркал"
В фильме "Сказка о потерянном времени" волшебные силы тоже
сразу изображаются в роли четырёх коварных стариков, которые хотят
отнять у юных школьников их молодость. Волшебный "песок времени"
они подметают возле ребят, пока те бездельничают на улицах города
вместо уроков в школе. Можно ли сказать, что здесь волшебство
отражает справедливость? Определённо, да. Здесь магический эффект
как раз позволяет ребятам понять, что они делают не так, и носит
воспитательный характер. Именно такими глупыми, несерьёзными и
безответственными ребята выросли бы, продолжая бить баклуши и
впустую тратить своё время. Но, как и в "Королевстве кривых
зеркал", здесь волшебные чары работают против самих злодеев, а
справедливость берёт верх над корыстными мотивами.
Иная ситуация нас застаёт в фильме "Приключения жёлтого
чемоданчика". Весь волшебный эффект здесь сосредоточен в лекарствах
Доктора, который лечит детей от "всех" болезней, с точки зрения
медицины абсолютно выдуманных. В кабинете Доктор изобретает
лекарства от "злости, коварства, зависти, грубости, трусости,
глупости, грусти и вранья". Но самое сильнодействующее средство
Доктор хранит в сейфе под замком — лекарство для храбрости,
сделанное в виде конфет.

Лекарства Доктора. Кадр из фильма "Приключения жёлтого
чемоданчика"
Именно вокруг этих конфет и сосредоточено повествование в
фильме. Маленький мальчик Петя, всю жизнь страдавший от трусости,
должен был вылечиться с помощью волшебного лекарства, однако оно
пропало из чемоданчика Доктора, за весь фильм так и не дойдя до
пациента. Во время увлекательного путешествия Пети с девочкой Томой
он замечает у пассажиров в троллейбусе советские медали "За отвагу"
и "За спасение утопающих", а из окна ему виднеются афиши фильмов
"Смелые люди" и "Семеро смелых". Это мотивирует мальчика в итоге
преодолеть свой страх и даже защитить подругу от хулиганов. Сама
Тома, кстати, была вечно грустным и плачущим ребёнком, но в конце
фильме она всё-таки начинает улыбаться и смеяться при виде
миленьких цирковых собачек.
Что же это доказывает? Волшебное действие лекарств Доктора не
нужно детям, которые сами хотят избавиться от своих проблем путём
перевоспитания. Внешние обстоятельства заставляют детей в советских
фильмах совершать героические поступки без влияния каких-либо
магических средств. В этом и суть любой советской сказки — никто
вместо тебя не избавится от твоих проблем. Здесь вспоминается
цитата из русифицированной версии "Интернационала" (перевод Аркадия
Коца), которая подтверждает этот тезис:
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Именно эта идея воспевается в сюжетах советских фильмов-сказок, с
помощью которой детей пытались воспитать самостоятельными,
ответственными, честными и добрыми людьми. Получилось это или нет —
каждый "рожденный в СССР" сам может ответить на этот вопрос.
Отсюда