
И опять два мира - два Шапиро

Собственно говоря, как бы то ни было, но основы политической и правовой культуры что в будущей Московской Руси, что в Руси литовской были одни и те же, корнями своими уходившие в домонгольскую Русь. Так что по обе стороны русско-литовского рубежа действительно жил один народ. Но как так получилось, что Литва после 1569 г. перестала существовать, а вот Москва нет? Ведь перспектива распада Великого Владимирского княжения была, и не шуточная. Тут можно вспомнить и поведение новгородских бояр, которые ради сохранения своего статуса готовы были лечь под Вильно, и нежно лелеемый и защищаемый г-ном Шокаревым «федеративный» принцип устройства Русского государства (такие вот няшки были братья Ивана III, что готовы были подыграть что Казимиру, что Ахмату ради сохранения своих привилегий- все тот же «политический эгоизм» Любавского детектед с перспективой лютой усобицы на манер религиозных войн во Франции, особенно если бы нашенские гизы и бурбоны порешили бы встать горой за ортодоксию или же за «новгородствующих»).
А вот, не срослось, не получилось. Почему? И чем дальше, тем больше убеждаюсь, что 2-я четверть XV века стала пресловутым Achsenzeit для Восточной Европы. В ВКЛ борьба за власть между преемниками Витовта порушила в конечном итоге основы служилых отношений, а в ВВК усобица Василия и Дмитриевичей - наоборот, только укрепила их. Не случилось в Литве перебора людишек, а на Москве - случился. А дальше пути развития постепенно разошлись. Там - шляхетские вольности и «не пазвалям», а тут - служба как смысл и цель жизни ( причем для всех сверху донизу). Там класс, тут - порядок со всеми вытекающими отсюда последствиями для «Большой игры». Общий итог нам известен. Как-то так...
Фэнтезийная литовская шляхта

|
</> |