О наполнении бездонной бочки 2

топ 100 блогов anlazz13.01.2020 О наполнении бездонной бочки 2 В прошлом посте было сказано о серьезных проблемах, накрывших современную экономику в связи с переполнением имеющихся рынков. То есть – в связи с тем, что все потребности, удовлетворение которых было до определенного времени целью производства, практически полностью удовлетворены. (Причем, не только в «классическом плане» исчерпания платежеспособного спроса – но и в том, что «физически» многие товары перестают быть нужными.) В связи с чем дальнейшее существование данной системы оказывается под вопросом – с чуть ли не единственным способом «продления жизни» через искусственное навязывание «покупок» посредством административного аппарата. (Чем, например, является нынешнее «экобесие».)

Самое интересное тут, наверное, то, что данная ситуация в настоящий момент охватывает практически все отрасли в самых различных местах. Не обошло оно и «Богоспасаемую» - правда, тут в связи с особенностью создания «свободной рыночной экономики» промышленность, как таковая, оказалась в кризисе много раньше. Отсюда можно понять, что для большей части российских заводов и фабрик нынешнее положение вряд ли может рассматриваться, как «особо плохое» - они и так все 28 лет только и делают, что выживают. Поэтому гораздо интереснее в подобном плане рассмотреть поведение т.н. «новой экономики» - т.е., тех предприятий, которые активно создавались в постсоветские годы. И – в отличие от «убогих совковых заводов» - выглядели «витриной новорусской жизни», олицетворением ее успеха. Как, например, те же торговые сети.

Напомню, что подобная разновидность торговли появилась в нашей стране сравнительно недавно – чуть больше двадцати лет назад. А именно – в 1998 году, когда краснодарская оптовая компания «Тандер» начала развитие своей системы розничной продажи. (Теперь это известная сеть «Магнит».) Чуть «моложе» оказывается не менее знаменитая «Пятерочка» - первые магазины данного ритейлера были открыты в 1999 году. Тогда же началась «ритейлизации» петербургской компании «Лента», а так же открытие оптовой же компанией «Юниленд» магазинов «Дикси». Ну, и «непродовольственные гиганты», вроде «Спортмастера», «Эльдорадо» и «М-Видео» ведут свою родословную так же из «того самого» года.

* * *

Разумеется, начало данного процесса выглядело блестящим – причем, не только для указанного бизнеса. В том смысле, что до указанного времени основным способом покупки продуктов и промтоваров для большинства россиян были т.н. «оптово-розничные рынки» и «ларьки», представляющие собой вариацию этих самых рынков «из одного продавца». Со всем вытекающим из этой формы торговли «колоритом» - вроде отсутствия гарантии качества (да и вообще, каких-либо гарантий) и полным игнорирование удобства покупателей. К концу десятилетия сюда прибавились т.н. «мелкооптовые магазины», ну, и сохранялись еще «советские» торговые предприятия – впрочем, так же на 90% сдаваемые различным арендаторам, и в подобном плане от рынков отличающиеся незначительно.

Понятно, что на указанном фоне практически «европейская» форма организации торгового процесса, обеспечиваемая ритейлом – со всеми ее преимуществами, вроде гарантии качества товара (о том, что последнее слово обозначает вовсе не потребительские свойства, а только «соответствие обещаний реальности», никто тогда не задумывался), а так же относительного комфорта – очень быстро стала популярной. А огромные возможности по заключению долговременных контрактов с производителями на большие объемы товара позволяли торговым сетям делать относительно низкую наценку – что еще больше привлекало покупателей. Поэтому чем дальше – тем больше «ритейлы» вытесняли мелких продавцов из отрасли. (Разумеется, тут не надо забывать и про «административный ресурс» - скажем, запрет на торговлю алкоголем в магазинах ниже определенной площади – который очень сильно подкосил доходы тех же «ларьков».)

В общем, перспективы ритейла казались блестящими, будущее гарантированным, а общественная польза – в виде «оцивилизовывания жизни» - очевидной. Однако со временем вдруг стало выясняться, что на указанном «солнце» есть и очевидные пятна. Например, в том смысле, что ритейлеры превратились в главных «распорядителей» имеющегося рынка, начав определять качество и количество товаров. Причем, вовсе не в том смысле, что начали гарантировать покупателям их высокий уровень – скорее наоборот, подобная система привела к ускорению «порчи» имеющейся продукции, к вымыванию наиболее качественных ее разновидностей из продажи. По крайней мере, к чисто соевой колбасе с небольшими примесями «мяса птицы мехобвалки» пришли именно в «эпоху ритейла». (Поэтому до недавнего времени качественные продукты можно было покупать в небольших магазинчиках, принадлежащих напрямую производителям.)

Впрочем, понятно, что в данном случае речь идет об универсальном общерыночном законе – и индустриальные торговые сети в данном случае сыграли скорее роль катализатора, нежели роль источника данной «порчи». (В том смысле, что данный процесс случился бы и без них – однако несколько медленнее.) То же самое можно сказать и об укрупнении производителей, о выдавливании «местных» заводов и фермеров «общероссийскими» и международными корпорациями – что так же можно связать с «ритейлерским катализом». В общем, обо всем том, что, в общем-то, характеризует развитой империалистический капитализм – который господствует в мире после гибели СССР.

* * *

Однако у подобной системы общественной организации (т.е., империалистического капитализма) оказались есть и еще кое-какие интересные свойства. Которые выступают таким же непреложным его качеством, как и полные прилавки гипермаркетов, наполненные разнообразными товарами (примерно одинакового паршивого качества). И которые мы хорошо можем наблюдать в последние пару лет по отношению к тем же ритейлерам – причем, вне зависимости от того, какая сеть рассматривается. Да, речь идет о том самом явлении, о котором говорилось в прошлом посте – о насыщении спроса. Который проявляется через «неожиданно наступивший» кризис ритейла , могущий бы стать одним из главных событий прошлого года. (Если бы подобные вещи вообще принимались во внимание.) Точнее сказать, первые его проявления начались еще в 2018 году, когда самая старейшая и одна из крупнейших торговых сетей – «Магнит» - оказалась в очень серьезном кризисе. Были даже заявления о скором ее закрытии, но, к счастью для работников данной фирмы, все ограничилось «банальным» снижением прибыли на 50%. На самом деле, кстати, довольно неплохой результат – поскольку речь идет все же о прибыли, а не о убытках.

Тем не менее, наличия серьезного кризиса ритейла это не отменяет. В том смысле, что вслед за «Магнитом» в подобную ситуацию попали практически все имеющиеся в стране сети. Скажем, та же «Лента» в прошедшем году получила исключительно убытки. (И начала активно закрывать имеющиеся магазины.) А питерские сети «Spar» и «Семья» (входящие в «Х5 групп») - вообще приступили к своей ликвидации. Более того, серьезные проблемы в минувшем году испытал и такой международный гигант, как «Ашан» - еще недавно грозивший имеющемуся рынку «тотальной экспансией». В том смысле, что в это году компания планирует закрыть несколько десятков магазинов по России –при том, что еще года два речь шла исключительно об расширении охвата. Кстати, последнее крайне интересно – в том смысле, что об основной причине нынешнего бедственного положения ритейлеров (по версии их руководства, конечно) – «падении доходов россиян» - было хорошо известно еще в 2015 году. Однако это не останавливало то безумное (по сути) открытие магазинов по всей стране, которую вели сети в то время на всю страну. (Например, в 2016 году в нашем города было открыто очередные два «Магнита», находящиеся буквально в 200 метров друг от друга.)

В общем, все поняли, о чем идет речь. А именно: о классическом кризисе перепроизводства, причем, кризисе более чем прогнозируемом и одновременно – совершенно не остановимом. В том смысле, что даже в начале 2010 разумному человеку было понятно, что указанная «гонка за охватом», начатая ритейлерами, ничем хорошим не кончится. Однако избежать ее – в смысле, избежать бешеного вложения денег в открытие новых магазинов – было невозможным, т.к., тот, кто отказался бы от данного действа, неминуемо выдавливался бы с рынка. По большому счету, невозможно отказаться от нее и сейчас – по тем же причинам. Поэтому единственной реальной надеждой для сетей сейчас остается надежда, что кризис будет развиваться относительно медленно – что даст хоть какой-то части участников надежду на выживание. (Впрочем, быстрый крах значит не только «отраслевую катастрофу», но и серьезные проблемы в социальном смысле – поскольку «несетевая торговля» в настоящее время не способна обеспечить потребности крупных городов. Так что «надеемся на лучшее» - в смысле, на недопущение худшего.)

* * *

Короче, происходит все ровно так, как это происходило всегда, и как описано в бесчисленном количестве источников. Что, с одной стороны, прекрасно показывает: почему избежать экономических кризисов не удастся даже при большом желании сделать это. (И, если честно, от квалификации руководства, а равно – от других субъективных факторов это не зависит.) А с другой, еще раз демонстрирует уже банальнейшую истину, состоящую в том, что – вопреки общепринятому представлению – даже если у человека есть какая-то потребность, то это не значит, что она будет сохраняться вечно. В том смысле, что упомянутое выше желание постсоветского человека иметь в жизни «цивилизованную систему торговли», со всеми этими красивыми залами, огромном выбором (соевого говна в яркой упаковке) и тому подобные вещи, которые, собственно, и обеспечили «триумфальное шествие» пресловутого ритейла по российской земле, имеет очевидную тенденцию к завершению.

В результате чего огромные «супермоллы» начинают потихоньку пустеть, проигрывая – как уже открыто пишут – небольшим лавкам «у дома». А то и пресловутым рынкам. Правда, стоит понимать, что и на рыках, и в ларьках продаются те же товары, что и в гипермаркетах – то есть, то же самое «соевое гавно». (Найти, например, нормальную вареную колбасу – то есть, ту, в которой мясо (за исключением «мяса птицы мехобвалки») составляет не менее 80% - в последние годы вообще невозможно. Нигде и ни за какие деньги. По крайней мере, в провинции.) Но это, как уже не раз говорилось, как раз так же нормально – поскольку проявляется вообще везде, где существует капиталистическая конкуренция. (И ритейлеры тут выступают, как уже говорилось, лишь «катализаторами», усиливающие данную конкуренцию.)

Ну, а о том, какие выводы отсюда следуют, надо говорить уже отдельно. Тут же, завершая поставленную тему, стоит только сказать, что указанная особенность «ограниченности спроса» - в том числе, и спроса на «цивилизованную торговлю» - в действительности не является исключительно российским явлением, связанным с число локальными факторами. (Как это утверждают некоторые.) А охватывает практически весь мир, где уже лет десять происходит падение прибылей торговых сетей и торговых центров. Это относится и к США, и в Европе, и в Азии – практически везде потребительский бум недавнего (до 2008 года) времени сменяется или длительной стагнацией, или наступающим кризисом. С единственно возможной поддержкой существования в виде агрессивной кредитной системы.

Впрочем, чем дальше, тем чаще даже этот механизм перестает работать. (Ну, а казавшаяся еще недавно непобедимой рекламно-маркетинговая машина уже не работает.)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На дворе зима, и меня вновь почему-то тянет по вечерам смотреть кино на историческую тему. В прошлом году, в декабре, у меня было два поста по ней – про историческое и ...
3 сентября 2020 года произошло знаковое событие. Пока вся наша необъятная родина запевала бессмертный шлягер Михаила Шуфутинского, по ту сторону океана случилась официальная смерть франшизы «Люди Икс». В прокат вышли многострадальные «Новые мутанты», которые поставили точку в одной из ...
Стоило только администрации США заикнутся, что Украина не вступит в НАТО и потеряет территории, канцлер ФРГ Шольц потребовал ввести чрезвычайное положение в Германии по поводу этого. Европа кажется безумна, кто мог выбирать таких правителей? Шольц ещё не самое худшее, вот отморозок Мерц ...
Последние года мы всей семьёй смотрели по телевизору на шествие Бессмертный полк. Они несли фотографии наших сограждан, из детей, внуков, и правнуков тех, кто ковал для нас Победу, тех кого уже нет среди. Портреты еще совсем молодых людей и портреты ветеранов несли те, кто сегодня в ...
Смех и грех. В борьбе против ущемлений на Украине Яндекс занялся спам-рассылкой. Вот только что получил на свой рабочий (!!) ящик (окончание на .ru, никаких признаков того, что он может иметь какое-то отношение к Украине) письмо-инструкцию следующего содержания: "Здравствуйте! К ...