о граде деколонизированном
brother2 — 09.06.2021 В одном из курсов по теологии, лектор несколько раз повторял мысль, что одно из важных отличий Западаной и Восточной Церквей было то, что у первых был Августин, а вторые его не знали..
И похоже так оно и есть и не только в теологии. Вот например модная ныне деколонизация, русским, у которых не было Августина, трудно рефлексировать своё прошлое как колониальное, да и особой прессы против колониализма в текущем режиме не было, ибо не читали они Августина:
.
" Но зачем нам перебирать множество народов, ведших между собою войны и никогда не дававших пощады побежденным в храмах их богов? Посмотрим на самих римлян; вспомним, говорю, и пересмотрим этих самых римлян, которые в особую славу себе вменяли
Щадить покорных, низлагая гордых,
и которые якобы предпочитали прощать полученные оскорбления, а не мстить за них. Для распространения своего владычества они разрушили столько и таких больших, взятых силою оружия, городов. Пусть же прочитают нам, какие храмы они имели обычай выделять, чтобы освобождать всякого, кто бы в них укрылся? Или они делали это, но историки о том умолчали? Неужели историки, специально выискивавшие такое, что могли бы хвалить, обходили молчанием подобные, по их же мнению, самые блистательные доказательства благочестия?
О знаменитом римлянине Марке Марцелле, взявшем славный город Сиракузы, рассказывают, что он перед штурмом плакал об угрожавшем городу разрушении. Позаботился он и об охране целомудрия, даже и в отношении врага. Ибо прежде чем, как победитель, повелел вторгнуться в город, предписал эдиктом, чтобы никто не чинил насилия над свободным телом. Тем не менее город был разрушен по обычаю войны, и мы нигде не прочтем, чтобы такой целомудренный и милостивый полководец дал приказ оставлять неприкосновенным того, кто убежал бы в тот или иной храм. А это никоим образом не было бы обойдено молчанием, нашли возможным умолчать ни о его плаче, ни об изданном им запрещении оскорблять целомудрие. Фабия, разрушителя Тарента, хвалят за то, что он не захотел обратить в военную добычу кумиров. "
.
В то время как в культуре во многом выросшей из Августина, колониализм и его критика и осуждение шли рука об руку (простой пример: термин "опиумная война" появился в английской пресессе в ходе парламентских слушаний о том, начинать или нет, и в итоге решили начинать, но с минимальным перевесом голосов, и таких примеров полно). Ну и нынешняя волна деколонизационного буйства, она во многом продолжение традиции (попенять Риму, "взятому" готами,* его преступным прошлым под ложной идеологией).
___
* пишут, что то взятие Рима готами, больше заметили за пределами Рима, чем в самом Риме, где вошедшие через ворота готы, сожгли несколько строений и ушли после переговоров. А вот самое жестокое разграбление Рима от которого тот не оправился, когда вывезли всё, включая кровельное покрытие, было совершено византийским императором (естественно кавказских корней) Константом II, но про это говорить как-то не принято.
|
</> |